Духовные традиции семьи

  1. Введение
  2. Что такое семья?
  3. Формы семьи
  4. Зачем создавать семью?
  5. Функции семьи
  6. Главное условие обретения счастья в семейной жизни
  7. Божественные устои семьи
    - Любовь и служение ближнему
    - Отношение к Матери, почитание Мужского и Женского Начал
    - Стремление к высоким образцам
    - Баланс духовного и физического
    - Радость и позитив
    - Целомудрие и воздержание. Сексуальная культура семьи

Введение

С чего начинается жизнь человека, пришедшего в воплощение?

Как правило, с семьи.

В семье он получает заботу и любовь, делает первые шаги, приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром.

Всё, что происходит в семье, прочно запечатлевается с первых минут воплощения и потом отражается на будущей жизни человека. Это и образ жизни семьи, и эмоциональные реакции членов семьи на разные ситуации, и круг их интересов. Все эти представления, привычки передаются из поколения в поколение, формируя традиции семьи.

Семья крепка, прежде всего, духовными традициями.

«В более древние времена люди знали, что без поддержания истинных духовных традиций невозможно успешное развитие общества.

Любое общество, из основ которого удалены духовные традиции, обречено на вырождение и вымирание».

Семья является основой любого общества. И потому оттого, насколько крепки духовные традиции семьи, зависит процветание общества или его упадок в целом.

Семейные традиции направлены на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия. Они позволяют всем членам семьи почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.

Духовные традиции отражают нравственную позицию всех членов семьи.

«Прежде всего в семье должны прорасти самые высокие нравственные идеалы».

Наверно, каждому человеку в той или иной мере эти традиции знакомы. Они существуют тысячелетиями как нравственные правила, завещанные мудрыми учителями человечества. Они бережно сохранялись и передавались в памятниках древней литературы, в обычаях народов, в религиозных обрядах. И в данной лекции мы рассмотрим некоторые из этих традиций.

Вот только само понимание нравственности постепенно мельчает, сводится порой к обрядности, к выполнению завещанных предками ритуальных действий без осознания истинных причин необходимости определённого поведения.

А также мы наблюдаем как в семье, так и в обществе полное падение нравов.

«То, что мы наблюдаем сейчас, является той стадией падения нравственности в обществе, которая была во времена Содома и Гоморры».

И прежде всего это связано с отсутствием сексуальной культуры, которая должна быть частью общей культуры общества. А сексуальная культура напрямую связана с репродуктивной функцией семьи – одной из главных её функций. Эти и другие вопросы мы затронем в лекции.

Для начала рассмотрим, что такое семья и ответим на вопрос, зачем создавать семью.

Что такое семья?

Существует множество определений понятия семья. Если словари середины прошлого века (Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова) называли семьёй группу живущих вместе близких родственников, то современные энциклопедии дают более расширенное определение.

Так, Философская энциклопедия и Большой энциклопедический словарь дают такое определение:

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

А под браком подразумевается «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу» [3].

То есть брак – это своего рода контракт, заключаемый тремя сторонами: мужчиной, женщиной и государством. В нём оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия договора. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.

Во многих странах освящение брака совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу перед Богом и берут на себя обязанность взаимной опеки «и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии, пока смерть не разлучит». Освящение брака перед церковным алтарем считается очень сильной формой укрепления брака.

Брак – это таинство. Через вступление в брак супруги могут отрабатывать карму со своим спутником жизни, нести ношу ближнего. Это понимание брака в настоящее время практически утрачено в западном мире.

В 2006 году Владыки Мудрости дали нам возможность во время диспенсации 23 числа отрабатывать карму кого-то из близких людей. И мы можем выбрать в качестве такого человека, например, своего супруга.

«Каждый из вас, кто пожелает, может направить свою энергию на трансмутацию кармы тех, кто в своём развитии замедлил темпы и не способен понять многие Божественные Истины. Это может касаться ваших близких, ваших родственников и даже и вовсе незнакомых людей, с кем вы ощущаете особую близость. Вы можете в день 23 числа каждого из месяцев следующего года делать призыв и трансмутировать ту карму, которая мешает выбранному вами человеку достичь следующего уровня сознания. Пока эта диспенсация может быть применена каждым из вас только к одному человеку. Например, вашему супругу или супруге, вашему ребёнку или одному из ваших родителей, а также к тому человеку, которому вы избираете помочь».

Поддерживать непорочное понятие о своём партнёре, думать о нём, как о Боге – это долг каждого супруга. Иначе люди просто сосредотачиваются на ошибках и негативных моментах совместной жизни, а не на Божественном потенциале друг друга.

В наше время усилилось схождение кармы, и потому обостряются многие отношения, в том числе и семейные. А отсюда так много разводов. Но никогда не нужно допускать даже мысли о разводе: пока вы не думаете о разводе, ваши мысли нацелены на преодоление возникающих проблем. Развод – самый простой способ решения проблем, как кажется супругам. Но он порождает только новые проблемы, новые кармические долги. Поэтому не нужно позволять затруднениям стать причиной расторжения брака.

Человек является ареной борьбы со своим эго (а не с внешним миром). В браке эта борьба особенно остро проявляется, поскольку супруги связаны друг с другом. И каждому из супругов приходится ежедневно контролировать проявление своего эго и находить общий язык с членами семьи, тем самым защищая свой брак.

Формы семьи

Формы семьи постепенно менялись в связи с изменением социально-экономических условий жизни общества.

Так, в 19-м веке в России, где крестьянство представляло собой самый обширный класс, семьи были большими, включали несколько поколений (до четырёх – пяти) и напоминали общину. Такая семья была многосемейной, и включала в себя связанные кровным родством несколько семей, живущих вместе и ведущих одно хозяйство под управлением одного человека, который назывался домохозяином.

Например, семья воронежского крестьянина Леона Измайлова насчитывала 54 человека. Она состояла из домохозяина с женой (76 и 74 года), 6 женатых сыновей (от 36 до 55 лет), 7 женатых внуков, 9 внуков неженатых, 10 внучек незамужних, 3 малолетних правнуков и 4 правнучек. Всего 26 мужчин и 28 женщин.

Многосемейность придавала крестьянскому хозяйству устойчивость и выступала залогом экономического благополучия.

С развитием научно-технического прогресса и в связи с индустриализацией общества во многих семьях отпала необходимость в тяжёлом крестьянском труде, а вместе с этим и необходимость совместного проживания нескольких поколений.

Современная семья по большей части является нуклеарной, то есть такой, которая состоит из родителей и их детей (пока дети не вступили в брак). Причём, когда дети создают свою семью, они стремятся жить самостоятельно, и их семья также становится нуклеарной.

Всё чаще возникают семьи, которые живут так называемым гражданским браком. В этом случае мужчина и женщина не регистрируют свой брак, хотя во всём остальном их союз выполняет те же функции, что и оформившая свои отношения семья.

На этом общество не остановилось. Представители секс-меньшинств выступают за легализацию однополых браков и их узаконивание на государственном уровне. В обществе идут нешуточные дебаты, возможно ли такое партнёрство назвать семьёй. Но, как сказал один из участников такой дискуссии, проходившей в Литве, «вопрос не в том, будет ли принят этот законопроект, вопрос только в том, когда он будет принят».

Таким образом, мы наблюдаем стремительную деградацию института семьи. Всего за каких-то 130-150 лет семья из патриархально-общинной превращается в гражданский брак, неузаконенный перед Богом и перед государством. И, более того, – в сожительство людей одного пола, которые не могут осуществить одну из важнейших функций семьи – детородную. Если так пойдёт и дальше, то через несколько поколений население развитых стран попросту вымрет.

Зачем создавать семью?

«Задумывались ли вы, зачем вы вступаете в брак? Для чего и с какой целью?

Как и в любой другой человеческой деятельности, в вопросе создания семьи очень важен мотив.

И если вы вступаете в брак для того, чтобы заниматься сексом и получать на законной основе удовлетворение своих половых инстинктов, то с большой долей вероятности через какое-то время ваша семья станет для вас обузой и буквально пыткой.

Потому что то, что вы делаете для получения личных удовольствий и наслаждений, не может принести вам истинного счастья.

Если же вы создаёте семью для того, чтобы помогать друг другу идти по жизни и с целью рождения детей, которые были бы воспитаны вами в лучших традициях, то в этом случае ваша семья будет более приближена к идеалу».

Таким образом, верным мотивом для создания семьи является помощь и поддержка друг друга, а также рождение детей и воспитание их в лучших традициях. А вовсе не получение сексуальных наслаждений.

Обратим внимание на ещё одну особенность: Владыки говорят не просто о создании семьи, а о законном создании семьи – о вступлении в брак.

В современном обществе мотивы, по которым люди объединяются в семьи, очень разнообразны.

Приведём результат одного небольшого студенческого исследования [4]. Из таблицы видно, что наиболее частыми мотивами вступления в брак являются любовь и общность интересов.

Прежде всего, люди ищут любви и надеются через семейные отношения закрепить это чувство. В большей степени молодые люди хотят получать любовь и в меньшей – отдавать, т.е. и в любви, как и в других сторонах жизни общества потребления, присутствует потребительство. Кроме того, многие связывают это чувство с сексуальностью и стремятся получить стабильные и гармоничные сексуальные отношения с партнёром в семейной жизни.

Создавая семью, человек надеется найти в ней отраду для своей души и источник счастья. Духовная близость делает супругов по-настоящему счастливыми. Одинаковые или похожие взгляды на жизнь ведут к взаимопониманию. Общие интересы дают множество интересных тем для общения, создают возможность совместной самореализации. Духовное общение способствует взаимообогащению, личностному, интеллектуальному и духовному росту членов семьи.

Эмоциональная поддержка и взаимопонимание в семье помогают человеку чувствовать себя более уверенно, спокойно и безопасно, что способствует поддержанию и восстановлению психического здоровья всех членов семьи. Вступая в брак, человек надеется найти в лице своего партнёра верного друга, который будет принимать его таким, каким он есть, поддерживать во всех начинаниях, сопереживать и сочувствовать, разделять все радости и горести.

Рано или поздно супруги задумываются о детях, о продолжении своего рода. Семья нужна человеку, чтобы иметь возможность обзавестись потомством, вырастить и воспитать счастливых и здоровых детей.

Создание семьи позволяет человеку наладить хозяйственно-бытовую и экономическую стороны жизни. В семье формируется общий бюджет, позволяющий удовлетворять материальные и биологические потребности её членов в питании, приобретении и содержании домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройстве жилища, создание домашнего уюта. У каждого из супругов возникает своя зона ответственности. Налаженный и стабильный быт значительно облегчает жизнь человека, помогает поддерживать членов семьи в случае, если у них возникают экономические трудности.

Вспомним пирамиду американского психолога Абрахама Маслоу – модель потребностей человека [5].

Семья удовлетворяет перечисленные выше потребности на всех уровнях:

– на физическом плане реализуются хозяйственно-бытовая и экономическая стороны жизни семьи, дающие физическое здоровье членам семьи, а также удовлетворение сексуальных отношений, приносящих удовольствие,

– на астральном плане – это эмоциональная поддержка и взаимопонимание, которые придают психологическую устойчивость и психическое здоровье всем членам семьи,

– на ментальном плане обеспечивается потребность в любви и уважении: даже если не все окружающие люди тебя понимают, то в семейном коллективе тебя будут любить таким, каков ты есть;

– на эфирном уровне – это самореализация в продолжении рода и воспитании детей.

И эти четыре уровня потребностей при условии их реализации дают человеку возможность роста и развития и на более высоких планах. Поскольку в семье – как в малой модели общества – происходит нарабатывание тех качеств человека, которые потом останутся в его высших телах и перейдут в его новое воплощение. То есть семья предоставляет человеку многочисленные возможности для развития на всех планах.

На пятом уровне человек может осуществить свою миссию в семье, реализуя духовную сторону жизни и помогая близким возвышать их сознание. К рассмотрению этого вопроса мы ещё вернёмся позднее, в разделе «Баланс духовного и физического».

Функции семьи

Таким образом, мы выяснили, что человек стремится удовлетворить ряд потребностей, создавая семью. А семья как раз и наделена этими функциями. Психологи отмечают около полутора-двух десятков функций семьи. Причём авторы учебников по семейной психологии распределяют их по важности в ином порядке, начиная с репродуктивной и воспитательно-образовательной функции. Затем уже идут (в разной последовательности) коммуникативная, эмоциональная, духовная, хозяйственно-бытовая, экономическая, защитная, статусная, социализации и другие функции [6].

В Посланиях Владык Мудрости много внимания уделено именно первым двум основным функциям семьи: репродуктивной и воспитательно-образовательной.

Репродуктивная функция связана с воспроизводством жизни, то есть с рождением детей, продолжением человеческого рода. Зачатие детей происходит с помощью сексуальной энергии.

Воспитательно-образовательная функция связана с формирование личности ребёнка. Также в семье происходит систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена. Родители постоянно влияют на детей, а те, в свою очередь, влияют на родителей и других членов семьи.

В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. А также учат обретению качеств: выработке силы воли, умению преодолевать сложные жизненные ситуации, проявлению заботы о старших и младших.

В семье происходит распределение обязанностей, приобщение к труду. Приобретается начальный опыт общинной жизни: опыт деления общим или обретения общего с другим человеком. Приходит понимание понятия Общего Блага – сначала как общего блага семьи.

Главное условие обретения счастья в семейной жизни

Итак, от того, насколько правилен мотив в самом начале создания семьи, зависит, будут ли люди счастливы в семейной жизни. А счастливая семейная жизнь чрезвычайно важна для человека. Так, по социологическим опросам российских женщин, именно этот показатель занимает первое место в их шкале ценностей жизни.

Но есть одно условие – самое главное условие обретения счастья в семейной жизни. О нём мы узнаем, если продолжим читать Диктовку Владычицы Нады от 26 июня 2014 года:

«...для того чтобы вы всегда были счастливы в вашей семье, вам необходимо, чтобы на первом месте в вашей семье было поклонение Высшему Нравственному Закону – так на общепринятом языке называется Божественный Закон в ваших жизнях.

Итак, когда вы всю свою жизнь подчиняете Высшему Закону, тогда и ваши отношения в семье будут строиться на высоких стандартах морали и нравственности».

Поклонение Божественному Закону должно стать главной духовной традицией любой семьи и основой для всех остальных семейных устоев. Без этого условия невозможно осуществить миссию (пятый уровень в пирамиде Маслоу).

Божественные устои семьи

Рассмотрим эти Божественные принципы, о которых Владыки Мудрости говорят нам в своих Посланиях.

Любовь и служение ближнему

Распространяйте любовь везде, где бы вы ни
находились, – прежде всего в собственном доме.
Мать Тереза, святая ХХ века

Конечно, во главе всего стоит Любовь.

«...Всё в этой Вселенной основано на великой силе Любви. И всё, что существует в этой Вселенной, существует только благодаря силе Любви.

Любовь является основой этой Вселенной».

Люди инстинктивно это чувствуют и потому жаждут любви, ищут любви, стремятся получить любовь. Для обретения и закрепления любви люди создают семьи. Но через некоторое время они неизбежно начинают ощущать некое разочарование, поскольку состояние первой эйфории влюблённости притупляется в связи с появлением множества обязанностей и обязательств, связанных с семейной жизнью. Им кажется, что любовь уходит. Так происходит в связи с узким пониманием понятия Любовь.

«Качество Любви, истинной Любви, Божественной Любви – вот чего катастрофически не хватает вашему миру сейчас».

В чём же состоит истинная, Божественная Любовь?

«Только на чувстве безусловной, бесконечной Любви вы способны строить истинные отношения в вашем мире.

Вы привыкли испытывать любовь к вашим родителям, к мужчинам и женщинам, к детям. Это всё является разными проявлениями одной и той же Божественной Любви. Но это лишь небольшие проявления, узкие проявления. Я говорю вам о большей Любви. О Любви, которая не разделяет мужчин, женщин, детей, животных и даже неодушевленную природу.

Я говорю о Любви, которая простирается неограниченно и вмещает в себя всё Творение, всё, что вас окружает».

«...качество Любви имеет совершенно разные оттенки в вашем мире и в нашем. И то, что многие из вас подразумевают под Любовью, в действительности, не является Любовью вообще. Это чувство, которое вы называете порой любовью, по своему значению сродни половому инстинкту, или инстинкту пола. И это чувство ничем не отличается от чувств, которые испытывают друг к другу животные или птицы. Поэтому, прежде всего, вам необходимо задуматься о том, какого качества Любовь, которую вы испытываете.

Настоящая Любовь не имеет привязанности ни к определённому полу, ни вообще к предмету своей Любви. Это внутреннее чувство, не имеющее привязанности к определённому существу или предмету, это Любовь ко всем, ко всему творению, ко всей Жизни, ко всей Вселенной.

<...>

И даже тогда, когда к вам приходит первая любовь, очень редко это чувство не окрашено собственническим инстинктом и желанием обладать предметом вашей любви».

Владыки говорят о том, что есть разные проявления одной и той же Божественной Любви. Мы любим наших родителей, детей, мужчин и женщин. Но часто наше чувство окрашено собственническим инстинктом, который порождает не чувство любви, а чувство ревности.

Семья – лишь стартовая площадка, полигон для развития истинной Любви, которая лишена привязанности к предмету любви. Сначала мы учимся любить близких, свою семью, а затем – и всю большую человеческую семью, всё Творение, любое проявление Жизни, Бога.

Каким образом можно научиться такой истинной любви? Через служение.

Сначала через служение своим близким, потом другим людям, потом всей жизни.

Вспомним главное условие счастливой семейной жизни: «на первом месте в вашей семье было поклонение Высшему Нравственному Закону», т.е. Божественному Закону, Богу.

И если мы будем с этих позиций подходить ко всему, что мы делаем в жизни, в том числе, в семейной жизни, то все свои дела – и прежде всего те, которые мы делаем для своих родных – мы можем посвящать Богу, Владыкам, Братству.

«Вы можете начать служение прямо там, где вы находитесь в данный момент. Всё, что вы делаете в данный момент, может быть направлено вами на служение Братству. Посмотрите, что вы делаете?

Вы находитесь дома и выполняете свои домашние обязанности. Это прекрасно! Вы уже служите Братству! Как же это может быть, если вы убираете помещение или моете посуду и служите Братству? О, возлюбленные, всё дело в том, как вы это делаете. Любое самое мелкое и незначительное дело, которое вы делаете в ваших жизнях, можно делать с великой Любовью. И если вы делаете малые дела с большой Любовью и думаете о том, как ваши близкие и домашние будут рады, когда зайдут в чистое помещение и оденут на себя белоснежные, только что постиранные вами вещи, то вы уже служите Братству. В каждое дело можно внести ваше служение. И если вы выполняете работу самым тщательным образом, с Любовью, то любая ваша деятельность преобразует пространство, и тогда, когда дети или муж приходят домой усталые и обременённые суетой, в которой они пребывали в течение дня, созданная вами атмосфера Любви в доме способна преобразить их сердца и восстановить гармонию в их душах...

Вам даётся столько возможностей в жизни, для того чтобы проявить ваше служение! Практически каждое дело, каждая встреча, всё, что происходит с вами в течение дня, можно использовать для проявления вашего служения».

Оказывается, истинной Любви и Служению можно научиться через самые простые действия, через мелочи жизни, в каждодневных делах, находя точки приложения самых лучших своих качеств.

Мать Тереза говорила: «Совершенно необязательно делать великие вещи. Можно делать и маленькие, но с великой любовью».

Итак, мы рассмотрели с вами первую духовную традицию семьи – Любовь и Служение ближнему. Она включает важные моменты:

– Любовь является основой Вселенной.

– Истинные отношения в нашем мире возможно построить только на чувстве безусловной, бесконечной Любви.

– Настоящая Любовь не имеет привязанности ни к определённому полу, ни вообще к предмету своей Любви. Это Любовь ко всем, ко всему Творению,

– Научиться истинной Любви можно через служение (в семье – через служение близким).

– Главное условие счастливой семейной жизни: на первом месте в нашей семье должно быть поклонение Высшему Нравственному Закону, т.е. Божественному Закону, Богу.

Отношение к Матери, почитание Мужского и Женского начал

Легко любить дальних, но не так-то
легко полюбить ближних.
Мать Тереза

Рассмотрим ещё одну духовную традицию семьи, позволяющую взрастить в себе истинную Любовь, – это почитание женщины, Матери, а также баланс в семье Мужского и Женского начал.

«Истинная Любовь начинается с почитания женщины, Матери. И те чувства, которые вы испытываете к своей Матери, могут наложить отпечаток на всю вашу жизнь. Наиболее счастливы те семьи, в которых сложилась традиция уважения к Матери как хранительнице домашнего очага».

Во времена Золотого Века в ведической культуре, существовавшей около 40 тысяч лет до н.э., уважение к женщине базировалось на двух моментах. Вот как они описываются в книге «Лахири Махасайя – Путеводная звезда Крийя-йоги»:

«Во-первых, рождая сына, женщина «создаёт» тот инструмент, с помощью которого предки (т.е. семь поколений предков и семь поколений, которые появятся на свет) могут освободиться от кармических уз...

Во-вторых, в священных книгах сказано об этом самым недвусмысленным образом. «Все женщины представляют собой или являются формами Божественной Матери». И все, кто почитает священные книги, подчиняются словам женщин: их следует уважать, потому что они «расширяют» проявления Божественной Матери в земной сфере. Понимание важности этой известной фразы сильно помогает мужчинам продвинуться в их духовной жизни. Другими словами, мужчина не может добиться успеха в духовной жизни, пока он не будет уважать всех женщин, как свою мать, за исключением своей жены. <...>

Вне религиозных чувств, когда женщина рассматривается как объект, который мужчина использует в своих целях, теряют смысл цели божественного наследия. Ценность женщины, по Божьему Промыслу, неопровержима и неизменна». [7]

Из этого фрагмента мы видим, насколько было сильным почитание женщины в Золотом веке. Женщина в глазах общества являлась формой Божественной Матери, через женщину происходило проявление Божественной Матери в физическом мире. Ценность женщины была священна и неопровержима.

Но со времени Золотого Века прошло очень много времени. Постепенная деградация сознания многих поколений привела к тому, что во многих культурах Женское Начало было принижено.

Большинство известных нам древних культур – культуры патриархальные, в которых мужчина занимал господствующее положение в семье, роде, государстве.

Немного истории.

Например, согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь её, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. [8]

В Греции женщины никогда не имели гражданства (т.е. фактически приравнивались к рабам, исключением была только Спарта), они целиком находились под опекой мужчин. В Древнем Риме супружеская измена жены каралась смертью. Опекуном до замужества являлся либо отец, либо ближайший родственник-мужчина, после замужества вся власть переходила к законному супругу. Женщина была предназначена лишь для рождения детей и ухода за мужчиной, но не для любви. Однако древние памятники искусства и литературы свидетельствуют о том, что греки ценили совершенство женского тела и считали, что женщины способны вдохновлять мужчин и влиять на их поведение. [9]

Даже в Древнем Китае, где существовала философия даосизма (которая подразумевала равноправие и взаимодополнение начал Ян и Инь, мужского и женского аспектов), женщина занимала низшее положение по отношению к мужчине.

Браки обычно устраивались через посредников, и приобретение жены в чём-то напоминало покупку дома в наши дни. Посредник проверял, насколько точным было описание «имущества», например, не было ли у невесты скрытых болезней, достаточно ли приемлемы для жениха её родители; убеждался, что цена справедлива. [10]

Как видим, в древние времена в Европе и Азии женщины были полностью порабощены господством мужчин. В большинстве культур женщина считалась началом тёмным, губительным, искушающим.

Возможно, первым, кто привнёс новый взгляд на положение женщин, был Иисус Христос. Он показал своим отношением к женщине, что её значимость и важность в глазах Бога не умаляется перед значимостью мужчины. Вспомним, как он спас от побития камнями женщину, уличённую в прелюбодеянии (описано в Евангелии от Иоанна, 8:3-12). Грех этой женщины был поставлен на один уровень с грехами её обвинителей, мужчин. Евангелия свидетельствуют, что Иисус исцелял народ невзирая ни на пол, ни на возраст, ни на статус: «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех» (Матф., 12:15). Следовали за Христом не только ученики, но и те из народа, кто считал Его своим Господом: «Были [тут] и женщины, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» (Марк, 15:40-41). А ведь Иисуса даже ученики поначалу не понимали, видя, что он разговаривает с женщинами.

И хотя Иисус Христос положил начало, которое потрясло привычные стереотипы мышления глубоко патриархального общества относительно женщин, ситуация мало менялась в течение ещё почти двух тысячелетий.

В 20-м веке «маятник качнулся в другую сторону»: появилось феминистское движение, в котором женщины стали требовать уравнивания их с мужчинами абсолютно во всём.

Женская эмансипация привела не только к положительным, а также и к печальным последствиям. В борьбе за свои права женщины стали отвергать сложившуюся модель семьи. Женщине-добытчику или женщине-политику сложно совмещать профессиональные обязанности с тем, что дано ей Природой: рождение и воспитание детей, сохранение домашнего очага, одухотворение семейной жизни. Снова нарушается гармония полов, которая приводит, в том числе, и к сексуальным отношениям лиц одного пола, к сексуальным извращениям.

Поэтому так важно возродить институт семьи именно в её нравственной основе и вернуть баланс в почитании Мужского и Женского Начал.

«Наш Бог – Отец-Мать. И мужской, и женский аспекты имеют одинаково важное значение.

Принижая один из аспектов, вы нарушаете Божественную гармонию, и это находит отражение в вашем мире в виде различных негармоничных проявлений, начиная от негармоничных проявлений внутри семьи и заканчивая различными катаклизмами и стихийными бедствиями...

...вся ситуация в вашей стране [в России] связана именно с недостаточным почитанием женского начала, женского аспекта Бога. Баланс взаимоотношений в семье, баланс взаимоотношений между отцом и матерью, правильные отношения в семье, правильные семейные устои являются основой здорового общества».

Баланс взаимоотношений в семье предполагает понимание каждым из членов семьи своей роли, своего круга обязанностей, которые возникают в связи с особенностями мужской и женской природы.

Мужчина физически более силён, чем женщина, а потому традиционно ему принадлежит роль добытчика семьи и её защитника.

Женщина, чей организм предназначен для рождения детей, призвана осуществлять эту функцию. От женщины, как от хранительницы домашнего очага, зависит психологический климат семьи, гармония отношений и спокойствие.

Дополняя друг друга и не претендуя на главенство в семейном кругу, муж и жена и создают тот самый баланс взаимоотношений. И сам образ жизни такой семьи рождает то пространство, в котором дети впитывают и перенимают модель поведения.

То, что будет заложено в семье, отразится потом и на жизни выросшего ребёнка, а когда он создаст свою семью, то перенесёт в неё эту модель. Так создаётся цепочка передачи семейных устоев. Чем более высоконравственны эти устои, тем счастливее жизнь человека, тем более она приближена к Божественному Закону.

В этой теме мы можем также сказать о почитании родителей как о Божественном принципе семьи.

При правильных взаимоотношениях в семье почитание родителей является важной и естественной добродетелью. В заповедях всех религий существовала заповедь уважения к родителям. Причём, часто Бог и родители упоминаются рядом.

Из религиозных заповедей.

Для индусов почитание родителей являлось священным долгом. Веды говорят: «Почитай Мать как Бога, почитай Отца как Бога». Отметим особое почитание Материнского аспекта в индуистском обществе. «Существовало понятие поклонения пяти матерям: матери, рождающей детей (своей собственной матери); матери Веде (ведамата-сварупини); матери корове (Камадену, дающая пропитание: молоко, молочные изделия, шерсть); матери отчизне, Родине и матери планете, Земле (бхуми-дэви). Мать всегда являлась символом плодородия и процветания», – сообщается в статье исследователя индуизма А.С. Лопатина. [11]

В христианстве эта заповедь есть и в Ветхом, и в Новом Завете. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.,20:12). В Евангелии от Марка она упоминается сразу после основных: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» (Марк,10:19).

В Коране о почитании родителей говорится во многих сутрах. «И ваш Господь повелевает, чтоб поклонялись вы Единому Ему и чтоб к родителям своим благодеяли» (Коран, 17:23). «Мы завещали человеку (заботу проявлять) к родителям своим, – во чреве носит его мать, за тягостью испытывая тягость, и от груди в течение двух лет не отлучает. Благодари Меня! – (тебе Я завещаю) и почитай родителей своих» (Коран, 31:14).

Согласно учению Будды, существует пять способов, при помощи которых дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям: поддерживать своих родителей; исполнять свои обязанности по отношению к ним; поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции; вести себя так, чтобы быть достойными наследства; приносить религиозные дары родителям даже после их смерти. В одной из сутр приводится пример: «Даже если бы мы носили на одном плече мать, а на другом – отца сто лет и ухаживали за ними, а они бы испражнялись прямо там, то мы не отдали бы долг».

В конфуцианстве основное этическое понятие жэнь включало многие добродетели и, прежде всего, сяо – почитание родителей.

Родители дают возможность душе человека прийти в физический мир и являются первыми проводниками и спутниками ребёнка в этом мире.

Родители дарят свою любовь и заботу.

Родители приносят свои интересы и желания в жертву во имя здоровья и счастья ребёнка.

Через любовь к родителям ребёнок учится любить своего Главного Родителя – Бога.

Стремление к высоким образцам

Поскольку главным семейным устоем является следование Божественному, или Высшему Нравственному Закону, то необходимой и естественно вытекающей отсюда духовной традицией семьи будет стремление к высоким образцам.

Теме отказа от всего несовершенного и наполнения своей жизни Божественными образцами посвящено множество Посланий Владык, и не только в связи с семейной темой. И это очень важное условие для создания правильных семейных устоев, для воспитания детей.

Вам просто необходимо оградить себя от несовершенных образов и окружить себя совершенными Божественными образами.

Несовершенные образцы окружают нас повсюду в виде рекламы, теле- и радиопередач, фильмов, музыки, сквернословия. Порой мы и сами вольно или невольно участвуем в их создании.

Задумайтесь, так ли безобидно для вас, если вы смотрите порнографические фильмы, допускаете сквернословие, присутствуете в обществе людей, допускающих грязные мысли и поступки в отношении женщин и взаимоотношения полов.

Каждая такая отрицательная вибрация способствует вашему отделению от качества Божественной Любви.

Владыки предлагают не бороться с некачественными проявлениями мира, а просто отказаться от них и не посылать туда энергию своего внимания. Образовавшееся пустое место постепенно будет наполняться прекрасными образцами – при нашем правильном выборе.

Советы Владык о новых подходах к жизненному укладу собраны нами в книге «Ключи к Свободе» [12], приведём некоторые фрагменты.

Вы не можете бороться против небожественных проявлений, но вы можете заместить эти небожественные проявления Божественными образцами. Вы действуете даже тогда, когда отказываетесь от просмотра небожественных передач, фильмов, не принимаете участия в любых отрицательных проявлениях, все еще присущих вашему миру. Тем самым вы не творите больше карму и своими правильными выборами отрабатываете прошлую карму, а также показываете вашими правильными действиями пример окружающим вас людям, особенно молодежи.

Помните, куда направлено ваше внимание, – туда течет энергия. Поэтому старайтесь направить энергию на культивирование правильных образцов в вашем мире...

...на первый план встаёт изъятие из вашего сознания и из окружающей вас обстановки любых небожественных проявлений. Это могут быть картины, фильмы, игры, музыка, содержащие неверные, небожественные вибрации. В ваших жизнях, в учреждениях, которые вы посещаете, в детских садах, школах, учреждениях здравоохранения также очень много старых стереотипов, основанием которым является людской страх и невежество.

Неустанно очищайте ваши тонкие тела молитвой и постом, прогулками на природе и общением с детьми и животными. Созерцайте прекрасное, и под воздействием красоты вы измените ваше внутреннее состояние. Ничто не оказывает такого воздействия на человека, как красота и природа. Берегите и культивируйте правильные образы в ваших жизнях. Старайтесь, чтобы все, что вас окружает, наполняло вас гармонией и красотой.

Владыки говорят о необходимости изменения всей системы духовных ценностей в обществе. И этот процесс легче всего начать с семьи. Не нужно ничего придумывать нового. Всё уже есть, все истинные ценности присутствуют во всех мировых религиях. Их нужно просто применять в повседневной жизни.

Система ценностей должна быть изменена. И прежде всего должна быть изменена система духовных ценностей... Истинные духовные ценности указаны в основах всех религий мира. Поэтому нет необходимости искать что-то новое. Нужно просто исполнять то, что уже указано. Тогда общество способно будет очиститься от некачественных образцов.

Давайте прикоснёмся к красоте – красоте природы и музыки.

Баланс духовного и физического

Вы хотите осчастливить весь мир?
Идите домой и любите свою семью.
Мать Тереза

«Только полная гармония и баланс между духовным и физическим с небольшим преобладанием духовных интересов способны проявить в физическом мире необходимый результат».

Сохранение баланса между духовным и физическим – задача не из лёгких.

У семьи, как и у любого живого организма, есть свои закономерные этапы развития. Например, когда в семье рождается ребёнок, то всё время и внимание отданы заботе о нём. Духовные интересы родителей могут отодвинуться на второй план – по причине физической усталости и отсутствия времени.

А когда дети подросли, родители, как бы стремясь наверстать упущенное, могут чрезмерно увлечься своими интересами, духовными практиками.

«Вы порой так возлагаетесь на Бога и Владык, что забываете побеспокоиться и о своих семьях, и о поддержании в порядке вашего дома и вашего физического тела.

<...>

Только немощные, больные, дети и престарелые подлежат неустанной заботе. Остальные обязаны заботиться и о себе, и о своих ближних.

Каждый здоровый мужчина обязан содержать свою семью и оказывать помощь тем, кто нуждается.

Не путайте духовный путь и духовные достижения с достижением состояния ничегонеделания.

Ваш мир не может предполагать постоянного состояния ничегонеделания. Вы не можете бесконечно пребывать в медитации. Вам необходимо обеспечить себя и всех тех людей, кто зависит от вас, едой, одеждой, кровом и заботой.

Только после этого вы можете заниматься вашими духовными практиками и техниками».

Есть и другая очень непростая ситуация, с которой сталкивается большинство семей: когда у супругов возникает разница в духовных устремлениях и один супруг не разделяет духовные интересы другого. Эта ситуация описана в Послании Санат Кумары.

Что делать в таких случаях?

Каждый такой случай будет глубоко индивидуален, поэтому Владыки не дают конкретных рекомендаций. Выбор человека, следующего по духовному пути, будет зависеть от кармических причин и от миссии его воплощения.

«...вас больно ранит то, что самые близкие к вам люди не понимают вас. Они слышат ваши слова, они видят вас и изменения, произошедшие с вами, но их уровень сознания не позволяет им понять и последовать за вами.

Это очень трудное испытание. Вы теряете связь с самыми близкими людьми, и вы вынуждены сделать выбор. Вы либо остаётесь в прежней обстановке и приносите в жертву ваше духовное развитие, либо продолжаете следовать по Пути и приносите в жертву ваши связи с близкими и родными людьми.

Поверьте мне, что и то, и другое очень сложно. И в каждой конкретной ситуации выбор будет различным. Только вы сами и ваша душа знают, какой выбор вы должны сделать.

И если целью вашего воплощения является пожертвовать собой, своими достижениями во благо тех людей, кого вы любите и с кем вы связаны кармически, то вы сделаете ваш выбор и останетесь с близкими вам людьми. Если же целью вашего воплощения является помочь многим, а ваши связи с вашим окружением препятствуют вам, то вы порвёте все ваши связи и подобно птице, вырвавшейся из клетки, взмоете вверх – к небу, облакам, горным вершинам.

Однако я должен вас предупредить, что если вы не выполните своих кармических обязательств и не отдадите всех своих долгов, то очень может быть, что вы создадите большую карму, казалось бы, выбрав светлый и высокий путь. Вы не можете уйти в далёкое путешествие, не позаботившись о тех людях, с кем вы кармически связаны. И никакая высокая цель не может послужить оправданием, если вы бросите тех, кто окружает вас и нуждается в вашей помощи.

Поэтому мы стараемся не давать конкретных рекомендаций. Потому что невозможно дать исчерпывающих и универсальных рекомендаций на все случаи жизни. Жизнь слишком разнообразна, и карма весьма запутанна.

Иногда осуждаемое всеми с человеческой точки зрения решение является единственно верным с Божественной точки зрения. И иногда верное со всех человеческих позиций решение противоречит Божественному Закону».

Получается, что при любом из выборов человек приносит что-то в жертву: либо своё духовное развитие, либо отношения с близкими людьми. Как быть? И как узнать цель своего воплощения? Ответы на эти вопросы приходят не сразу.

На самом деле, предназначение, как правило, проявляется ещё в детстве в виде определённых устремлений, необычных ощущений, которые человеку в молодом возрасте трудно интерпретировать. С ним происходят ситуации, которые подталкивают его в направлении своей миссии. И только после наработки жизненного опыта он приходит к пониманию и реализации своего предназначения.

Примеры.

Примером является жизнь Сергия Радонежского (воплощение Владыки Мории). До пострига в монахи он носил имя Варфоломей. Ещё в юном возрасте в душе Варфоломея возникло желание посвятить себя монашеской жизни. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти. И только после смерти родителей, отдав им свой сыновний долг, Варфоломей последовал зову души и ушёл в глухие радонежские леса, чтобы жить отшельником. Выбор Сергия привёл его к великому подвижничеству [13].

Ещё одним примером является жизненный путь Посланника Т.Н. Микушиной. В школьные годы Татьяна получила спортивную травму. В больнице в течение недели Татьяна балансировала на грани жизни и смерти. «Я хорошо помню, что мне «там» было о-о-очень хорошо, – вспоминает Татьяна Николаевна, – и я не хотела возвращаться обратно в этот мир. Но всё-таки вернулась». Именно после болезни началось полное её преображение. У Татьяны появилось две новых идеи: «Первая – я должна найти Бога, и вторая – я должна учиться... Эти две идеи двигали мной в последующей жизни». И привели к Посланничеству.

Однако не всем предназначены подобные подвижнические пути. Большинство людей создают свои собственные семьи. Природа использует сексуальные инстинкты для продолжения рода человеческого. Но духовные устремления людей рано или поздно пробиваются, как родник сквозь землю. Оставаясь в семейной жизни, такие люди каждый день приносят «микрожертвы», стремясь создать и удержать баланс между духовным и физическим.

Владыки дают очень важную подсказку!

...необходимо чувствовать ответственность за тех людей, с кем вы кармически связаны. Вы должны протянуть им руку помощи точно так же, как я протягиваю вам сейчас руку помощи, давая это Послание.

<...>

Поверьте мне, что нет ничего более весомого, что может помочь вам на вашем Пути восхождения на Вершину Божественного сознания, чем ваша помощь ближним. Вы можете даже не идти сами по Пути, а просто помогать идти окружающим вас людям, и вместе с ними вы преодолеете все преграды и все трудности на вашем Пути.

В книге Элизабет Хейч «Посвящение» рассказывается, как героиня, поднимаясь по ступеням посвящений, пыталась преодолеть очень высокую ступень, выше её роста. И ей никак не удавалось это сделать.

Однако героиня оказалась на этой ступени, даже не заметив каким образом. Это ей удалось, когда она, забыв о себе, стала помогать другому существу подниматься на эту высокую ступень. «Пока я хотела поднять свою личность, я не могла победить ступень высотой с меня» [14].

Если мы вернёмся к пирамиде Маслоу, то поймём, что вот таким образом человек и может в семье реализовать свою миссию – верхний уровень потребностей, на уровне Я Христа.

«Терпимость и терпение являются теми чертами супругов, которые просто необходимы для долгой и счастливой совместной жизни. Терпимость и терпение – это те качества, которые вытекают из качества любви, настоящей любви, основанной на Божественном стандарте».

Мать Тереза говорила: «Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения – нужно терпеть и прощать».

В заключение этого раздела ещё раз вспомним о мотиве.

Можно сколько угодно приносить жертв, пытаться проявлять терпение и терпимость, но если мы будем делать это для собственного продвижения, то истинный мотив будет проявляться в раздражении и саможалении.

Если же мы в принятии любого решения будем исходить из любви и помощи ближним, тогда этот истинный мотив придаст сил, позволит пребывать в состоянии воодушевлённости и радости вместо ложной унылой жертвенности.

5. Радость и позитив

Великая радость заключена в том, чтобы
посвятить себя служению другим людям.
Мать Тереза

Мать Тереза говорила: «Улыбайтесь друг другу! Улыбайтесь своей жене, улыбайтесь своему мужу и своим детям – неважно, кому вы улыбаетесь, – это поможет вам проникнуться большей любовью к людям».

Радость и истинная, безусловная Любовь – две сестры, которые идут рука об руку. В состоянии Любви мы испытываем огромную радость. А испытывая радость, мы поистине проявляем в эти моменты любовь.

Культивирование радостного состояния и позитивного взгляда на мир должно стать ещё одной духовной традицией семьи. Высокое состояние радости приближает нас к Богу, возвышает вибрации, а позитивный настрой позволяет преодолевать все беды и печали.

«Каждый момент вашей жизни вы делаете выбор...

Вы окрашиваете вашу Божественную Энергию прекрасными чувствами, наполненными радостью и любовью, и вы возвышаете вибрации этого мира. И когда вы наполнены отрицательными мыслями и чувствами, то вы наполняете этот мир тяжёлой энергией, вязкой патокой вашего негатива.

И только вы сами можете осуществить контроль над каждым эргом расходуемой вами Божественной Энергии.

<...>

Контролируйте себя в течение дня. Следите за вашими мыслями, за вашими чувствами. Куда направлены ваши мысли, туда течёт ваша энергия».

Почему всё-таки так важно быть радостным и сделать радостное отношение к жизни духовной традицией семьи? Потому что радостный человек – счастливый человек. Счастье – ещё одна сестра Радости.

В нашей ежедневной жизни возникает множество проблем, особенно много их в семейной жизни. И если мы будем постоянно сосредоточены только на наших проблемах, то в нашей жизни будут только проблемы, ведь, куда направлены наши мысли, туда течёт и наша энергия.

«Счастье – это просто состояние вашего ума. И даже тогда, когда кажется вашему внешнему уму, что пробле­мам и заботам в вашей жизни нет конца, если вы сумеете возвысить ваше сознание немного выше, то вы поймёте, что на самом деле вы являетесь самым счастливым суще­ством в этой вселенной.

Вам кажется, что я подшучиваю над вами. Однако я со своей точки зрения Вознесённого Существа завидую вам, кто находится в воплощении сейчас. Поверьте мне, что всё заключается только в вашем сознании и в том, как вы вос­принимаете всё, что происходит вокруг вас. И большин­ство ваших проблем, 99 процентов ваших проблем, вы соз­даёте себе сами просто тем, что не способны вырваться своим сознанием за рамки окружающей вас действитель­ности. Счастье является просто состоянием вашего ума».

«Вы пытаетесь найти счастье вовне вас. Однако счастье – это состояние вашего сознания. И тогда, когда вы действительно счастливы, то вам ничего не нужно, вы удовлетворены и готовы делиться вашей радостью со всем миром».

Казалось бы, простая мысль: счастье зависит от нас самих! Но почему тогда любое препятствие, любая проблема выбивают нас из равновесия, вызывают чувство недовольства, неудовлетворённости? И что может помочь быстро восстановить равновесное состояние и прийти в состояние радости?

«Остановитесь и задумайтесь. Ваш мир послушно подстраивается под ваше сознание. Вы получаете из внешнего мира то, к чему устремляетесь. Поэтому если вам удастся изменить ваше сознание, изменить вектор ваших устремлений, то материя, хотя и медленно, но начнёт изменяться и соответствовать новому уровню вашего сознания.

Начните с самого простого: проанализируйте, что из того, что вы имеете, делает вас счастливым? От чего из того, что вы имеете, вы можете с лёгкостью отказаться?

<...>

Вам нужно стремиться к более простому образу жизни. Тогда, когда будет изменяться ваше сознание, вы поймёте, что у вас есть масса свободного времени, которого раньше не хватало. И у вас появится вкус к более правильной пище, более гармоничной музыке. Вы перестанете подстёгивать себя в бешеной гонке по жизни различными допингами. Вы поймёте, что половой акт не является любовью. Вы сделаете очень много открытий в вашей жизни. Но сначала необходимо принять решение и попытаться направить ваше сознание по Божественному Пути».

И где же пролегает этот Божественный Путь?

Все подсказки, как говорят Владыки Мудрости, находятся в нас самих. И мы можем собрать эти подсказки вместе.

Памятка «На пути к счастью»

1. Нужно остановиться и подумать: проанализировать, что делает нас счастливыми, и от чего мы можем отказаться.

2. Когда перед нами возникает сложная ситуация, нужно, прежде всего, обратиться к своему сердцу, чтобы услышать изнутри подсказку, как поступить в соответствии с Божественным Законом.

«...вы хотя бы раз в жизни слышали подсказку изнутри себя, как следует поступать в представшей перед вами сложной ситуации. Вы всегда прекрасно знаете, что вам делать и как поступать. Но потом ваш плотский ум вмешивается и громко шепчет: «Ты что, сошёл с ума? Тебе это будет не выгодно. Какая совесть? Какое благородство? Ты потеряешь должность (или ещё что-то из области мифических ценностей вашего мира)».

И вы слушаете человеческую логику и упускаете шанс поступить по Божественному Закону».

Следование Божественному Закону не приносит никаких выгод с точки зрения человеческой логики. Но это только на первый взгляд. Ведь мы приобретаем иные, настоящие ценности: счастье и душевный покой, начинаем испытывать истинное чувство любви к людям.

3. Нужно научиться искренне радоваться за других людей: их успехам, достижениям, даже просто тому, что они могут что-то купить, путешествовать и т.д.

«...как ведёт себя мудрый че­ловек. Он умеет радоваться счастью других людей, и он умеет радоваться тому, что не он, но кто-то имеет возмож­ность что-то купить, что-то сделать. Такой человек обре­тает заслуги в своём сердце, которые позволяют ему воз­высить сознание над обыденностью и обрести радость и счастье в своём сознании.

И тогда, когда вы сможете научиться радоваться чу­жим достижениям, то вы тем самым откроете для себя возможность также быть успешными».

Вот он, простой секрет: когда мы радуемся чьим-то достижениям, мы открываем и для себя возможность успеха! Научиться этому состоянию радости за другого человека наиболее просто в семье, например, когда мы радуемся успеху наших детей: вот наш ребёнок сделал первый шаг пошёл, вот он сказал первое слово, вот он научился читать!.. Это состояние радости за человека фиксируется в нашей душе, и нам легко распространить его и на других людей: соседей, сослуживцев, сотрудников.

4. Если мы продолжим развивать своё позитивное мышление, то, как говорят Владыки Мудрости, мы поймём, что истинное счастье заключается не в материальных вещах, а в служении ближнему.

«...истинное счастье заключается в том, что вы способны пожертвовать собой во благо живым существам.

<...>

Самоотдача и служение – вот те качества, которые вы должны стремиться наработать в себе... Ваше состояние счастья напрямую зависит от того, как успешно вы сможете преодолеть в себе невежество и леность, свойственные большинству человечества на дан­ном этапе».

Мы уже рассматривали ранее духовную традицию «Любовь и служение ближнему», где говорили о том, что научиться истинной Любви возможно через Служение.

5. Обрести состояние счастья и радости возможно тогда, когда мы настроены на Божественную волну.

«...вам необходимо перестроить ваше внутреннее восприятие на нашу волну. И тогда мы сможем быть ближе друг к другу. И вы вновь обретёте радость жизни и смысл своего существования. Тогда, когда ваше существо наполнено Божественной энергией, вы счастливы, потому что Божественная энергия, наполняя вас, способна возвысить ваши вибрации до самых прекрасных доступных вам состояний: радости, любви, внутренней гармонии и покоя».

Вот поэтому главное условие счастливой семейной жизни и заключается в том, что на первом месте в нашей семье должно быть поклонение Высшему Нравственному Закону, т.е. Божественному Закону, Богу.

6. Нужно научиться радоваться любым жизненным испытаниям, рассматривая эти испытания не как препятствия, а как возможности нашего развития. Благодарить Бога за посланные испытания, т.к. ими растём!

Владыки отмечают важность умения радоваться любым испытаниям именно в семейной жизни, подчёркивая кармическую связь поколений и возможность облегчения кармического бремени, которое накапливалось в роду в течение многих поколений.

...свойство кармы та­ково, что иногда неотработанный кармический багаж ло­жится тяжким бременем на детей и внуков. Поэтому радуйтесь тем несчастьям и бедам, которые сваливаются на вас. Тем самым вы готовите светлое будущее себе в сле­дующей жизни и вашим детям и внуками в этой жизни. Правильное понимание Закона Кармы делает вас счастли­выми даже тогда, когда вы несёте с точки зрения окру­жающих вас людей непосильный кармический багаж.

Всё дело в том, как ваше внешнее сознание относится к тому бремени, которое вы несёте. Поэтому никогда не печальтесь вашим проблемам. Позвольте себе радоваться, что преодолением ваших текущих проблем вы готовите светлое будущее себе и вашим детям и внукам.

Все наши неверные выборы ложатся кармическим бременем не только на нас, а на всех наших близких, с кем мы связаны родственными и кровными узами. И в то же время верными выборами мы можем облегчить и нейтрализовать негативную карму рода.

Знание двух основных Законов – Закона Кармы и Закона Реинкарнации – позволяют нам шире взглянуть на взаимосвязь людей в семье и в роду и понять механизм вырождения и возрождения семьи. Об этом подробнее поговорим в следующем разделе.

Подведём итог.

Памятка
«На пути к счастью»

  1. Проанализировать, что делает нас счастливыми и от чего мы можем отказаться.
  2. В трудных ситуациях услышать изнутри подсказку, как поступить в соответствии с Божественным Законом.
  3. Научиться искренне радоваться за других людей.
  4. Наработать в себе качества самоотдачи и служения.
  5. Всегда быть настроенными на Божественную волну.
  6. Научиться радоваться любым жизненным испытаниям.

6. Целомудрие и воздержание. Сексуальная культура семьи

Сексуальная культура семьи должна стать неотъемлемой частью духовных традиций. Именно в отношении сексуальной энергии и в обществе, и в семье происходят наибольшие искажения и подмена понятий.

В обществе потребления извлечение удовольствий из любых сторон жизни стало чуть ли не самоцелью. Мы наблюдаем стремление к изысканной пище, модной одежде, роскошным домам и автомобилям, к разнообразию сексуальных утех и другим удовольствиям, часто весьма сомнительным.

На самом деле именно недостаток любви в своей жизни люди пытаются восполнить сексуальными отношениями, получением физиологического и эмоционального удовольствия от полового акта.

...вы ощущаете недостаток Любви, и вы пытаетесь компенсировать этот недостаток странными практиками, стимулируя чисто физиологический инстинкт. Поверьте мне, что большая часть искажений Божественной Энергии в вашем мире связана именно с неправильным использованием энергии Божественной Матери, или, по-другому, вашей сексуальной энергии.

<...> Ваши средства массовой информации и стереотипы поведения в вашем обществе, даже манера одеваться и вести себя стимулируют неправильное использование вашей сексуальной энергии.

Все стереотипы поведения в вашем обществе и массовая культура не способствуют созданию правильных образцов в этой области. Поэтому необходимо внутреннее осознанное противостояние искушениям. И ни в коем случае не следует расходовать эту драгоценную энергию для получения удовольствий. Идеально было бы использовать эту энергию только для зачатия детей.

Сексуальную энергию Владыки называют священным Огнём, энергией Божественной Матери, даром Бога, который делает человека подобным Богам. И считают идеальным использовать эту энергию только для зачатия детей! И потому, когда человек использует этот священный дар не в соответствии с Божественным назначением, он творит карму.

Вы творите карму, потому что вы растрачиваете Божественную Энергию для получения пустых, чисто животных удовольствий...

Во время сексуального акта происходит гигантское высвобождение Божественной Энергии. Это высвобождение Божественной Энергии можно сравнить со вспышкой сверхновой звезды. И вы знаете, что, куда направлено ваше внимание, туда течет ваша энергия. И если вы в момент высвобождения Божественной Энергии думаете о получении удовольствия для себя или для своего партнера, то вы используете свою сексуальную энергию не по назначению.

Всё в этом мире принадлежит Богу, и потому люди должны следовать Божественному Закону, все их действия должны находиться в рамках этого Закона.

Перед тем как приступить к сексуальному акту, пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы ваши действия были в соответствии с Волей Бога. Вы должны состоять в законном браке с вашим сексуальным партнером. Вы не должны вступать в любые сексуальные отношения со случайными партнерами и с людьми одного пола с вами.

Почему необходим постоянный партнер, с которым ваши отношения узаконены?

Дело в том, что во время исполнения вашего супружеского долга происходит прямой обмен энергией между вами и вашим партнёром. Если во время обычного общения с людьми вы постоянно обмениваетесь энергией, то ваш обмен энергией во время сексуальных отношений усиливается многократно. Фактически, вы обмениваетесь всеми своими энергиями – и хорошими, и плохими. Вы берёте на себя карму друг друга, и вы делитесь своими заслугами с вашими сексуальными партнёрами. И если вы состоите в законном браке, то в совместной жизни вы имеете возможность отрабатывать карму не только свою, но и своего супруга, если карма вашего супруга перевешивает вашу карму.

Теперь представьте себе, что вы вступаете в сексуальные взаимоотношения со многими партнёрами. И представьте себе, что многие из них имеют процент отработанной кармы гораздо меньше, чем ваш. И их кармические долги могут быть гораздо тяжелее ваших. Возможно, они пришли в этот мир отработать карму убийства, или карму предательства и другие самые худшие виды кармы. И вот вы, совершенно бездумно вступая с ними в сексуальные отношения, забираете часть их кармы на себя. И если вы при этом состоите в законном браке, то потом вы переносите эту карму в свою семью. И после этого вы удивляетесь, почему у вас возникают все ваши жизненные проблемы?

<...>

Каждый ваш акт супружеских взаимоотношений вы должны совершать во имя Бога. Обратитесь с молитвой к Богу и посвятите Священный Огонь, который высвободится при вашем сексуальном контакте, Богу. Помните: куда направлено ваше внимание, туда течёт ваша энергия. И если вы во время высвобождения вашего Священного Огня посвятите это высвобождение Богу, то тем самым вы направите всю высвобождаемую энергию в высшие сферы Света. И эта энергия потом вернётся к вам в виде благословений для вас и ваших детей.

Постарайтесь использовать Энергию Божественной Матери только для целей зачатия детей. И если вам на первых порах трудно будет взять на себя такие ограничения, то постарайтесь ограничить количество ваших контактов до одного-двух в неделю. Не забывайте хотя бы мысленно направить всю высвобождаемую энергию Богу. Просите Бога, чтобы эта энергия была направлена на благословение вас, ваших детей и всей вашей семьи.

Составим памятку по вопросам сексуальной культуры семьи на основе этого чрезвычайно важного Послания.

Памятка
по использованию сексуальной энергии
в соответствии с Божественным Законом

  1. Состоять в законном браке со своим сексуальным партнёром.
  2. Не вступать в сексуальные отношения со случайными партнёрами и людьми одного с вами пола.
  3. Каждый акт супружеских взаимоотношений совершать во имя Бога. «Обратитесь с молитвой к Богу и посвятите Священный Огонь, который высвободится при вашем сексуальном контакте, Богу».
  4. Постараться использовать энергию Божественной Матери только для целей зачатия детей. Если это сложно, ограничить количество контактов до 1-2 в неделю. Бережно расходовать сексуальную энергию.

В Посланиях особо подчёркивается необходимость и объясняется причина бережного расходования сексуальной энергии. Владыки объясняют, что сексуальная энергия имеет ту же природу, что энергия, используемая для творчества.

Ваша творческая мощь, ваши творческие способности и ваше здоровье напрямую связаны с вашей способностью управлять вашей сексуальной энергией.

Сексуальная энергия имеет ту же природу, что энергия, используемая для творчества, созидания в вашем мире. И когда вы растрачиваете свой сексуальный потенциал для наслаждения, то вы тем самым лишаете себя творческой энергии, вы сами ограничиваете свое развитие. И, фактически, большинство населения уже к своим зрелым годам настолько опустошено вследствие злоупотребления сексуальной энергией, что совершенно не способно к высшей созидательной деятельности. Оно просто не способно стать не только сотворцом с Богом, но и выполнять обычную для вашего мира творческую работу.

То есть, растрачивая энергию ради получения удовольствий, мы опустошаем свой энергетический «резервуар», и у нас не хватает энергии на любую созидательную работу, даже на самую простую, не говоря уже о высоком творчестве. Всё это также отражается на зачатии детей и продолжении рода.

Владыка Кутхуми более подробно раскрывает механизм деградации и вырождения семьи и рода через Законы Кармы и Реинкарнации.

...к вам никто не выйдет и не запретит вольно распоряжаться вашей сексуальной энергией. Вы можете себе позволить любые злоупотребления. Однако вы должны понимать, что чем более бесконтрольно вы растрачиваете ваш сексуальный потенциал, тем меньше у вас становится жизненной энергии для продолжения эволюции. Тем слабее будет ваше потомство, если оно вообще будет, и тем большим количеством болезней вы обременяете себя и всех ваших ближайших родственников.

К чему это ведёт? Это приводит к деградации и вырождению. И всего лишь на протяжении нескольких поколений из здоровой ячейки общества ваша семья и ваш род превращаются в обездоленных и больных людей, которые не способны к дальнейшей эволюции.

Если вы желаете, чтобы ваш род процветал, а вы до конца своей жизни обладали прекрасным здоровьем, то вы обречены на целомудрие и воздержание. Как видите, я ничего не выдумываю, я просто логически проясняю для вас действие Закона Кармы, или воздаяния.

А если мы более подробно рассмотрим Закон Реинкарнации, то с большой долей вероятности вы получите воплощение в том же самом роду, в котором вы воплощены сейчас. И если вы не будете заботиться о нравственности в вашей семье, то вы примите свое воплощение через несколько десятков лет в той же семье, но эта семья будет обременена изрядным количеством болезней, многие из которых несовместимы с продолжением жизни. Таким образом происходит вымирание и вырождение тех, кто не следует Божественному Закону, а следует закону массового сознания, который сейчас принят в вашем обществе.

Поэтому важнейшей духовной традицией семьи должно стать целомудрие и воздержание!

В лекции «О Йоге и медитации», прочитанной 27 марта 2015 года, Татьяна Николаевна Микушина привела фрагмент из Упанишад о семейной жизни, где говорится об обязанностях мужа и жены, об их целомудренном образе жизни.

А завершает Татьяна Николаевна эту часть лекции очень важной мыслью о том, что «нужно возрождать традиции, если мы хотим обеспечить себе в будущем достойные условия для проживания».

Лекцию подготовила Е.Ю. Ильина

Источники:

[1] Слово Мудрости. Послания Владык. В 3-х т. / Т.Н. Микушина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2011.

[2] Слово Мудрости-20. Послания Владык – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2017. – 72 с.

[3] Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. академика РАН Осипова Г.В. – М., 1995.

[4] Взаимоотношения супругов в молодой семье (Электрон. данн.) / Информационно-образовательный портал Veni Vidi Viki [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vevivi.ru/best/Vzaimootnosheniya-suprugov-v-molodoi-seme-ref140423.html, свободный. – Заглавие с экрана.

[5] Козлов Н.И. Пирамида потребностей Маслоу (Электрон. данн.) / Психологос [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/piramida_potrebnostey_maslou, свободный. – Заглавие с экрана.

[6] Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. – С-Пб.: Речь, 2004. – 244 с.

[7] Свами Сатьяшварананда Гири «Лахири Махасайя – Путеводная звезда Крийя-йоги» (Электрон. данн.) / Библиотека здоровья и саморазвития [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/39643/ogl.shtml, свободный. – Заглавие с экрана.

[8] Вардиман Е. Женщина в древнем мире. По следам исчезнувших культур Востока. – М.: Наука, 1990. – С. 179-180.

[9] Буассье Г. Цицерон и его друзья. Очерк о римском обществе времён Цезаря. – СПб: Иванов и Лещинский, 1993. – С. 448.

[10] Гендерный аспект в Древних Китайской и Индийской цивилизациях (Электрон. данн.) / Geum.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geum.ru/aref/206-1-tema-genderniy-aspekt-drevnih-kitayskoy-indiyskoy-civilizaciyah-problema-vzaimootnosheniy-polov-drevne-ref.htm, свободный. – Заглавие с экрана.

[11] А.С. Лопатин. Индуизм как система духовных ценностей в постсоветской России (Электрон. данн.) / Вestreferat.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-104038.html, свободный. – Заглавие с экрана.

[12] Ключи к Свободе. Практические рекомендации Владык Мудрости / сост.: Т.Н. Микушина, О.А. Иванова, Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2013. – 248 с.

[13] Сергий Радонежский (Электрон. данн.) / Большая биографическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/111867/Сергий, свободный. – Заглавие с экрана.

[14] Хейч Э. Посвящение / Пер. с анг. Н. Хатунцевой. – М.: Сфера, 1993. – 240 с.