Семь ступеней Космической Эволюции. По книге Е.П. Блаватской «Тайная Доктрина». Том I. «Космогенезис»

  1. Введение
  2. Тайная Доктрина. Книга Дзиан
  3. Алгебраическая формула Космической Эволюции
  4. Станца I. Безмятежный покой Пралайи
  5. Циклы Космической Эволюции
  6. Начало проявления
  7. Станца IV. Выявление Космической Иерархии
  8. Творение Миров
  9. Заключение

Введение

Как становится понятно из названия, речь пойдёт об эволюции. Согласно определению этого понятия в Большой Советской Энциклопедии, «Эволюция (от лат. evolutio – развёртывание) – один из основных типов развития: медленные, постепенные количественные и качественные изменения. При этом каждое новое состояние объекта имеет по сравнению с предшествующим более высокий уровень организации и дифференциации функций».

Чаще всего это термин употребляется применительно к истории развития живых организмов, поэтому словосочетание «Космическая Эволюция» может вызвать недоумение. Действительно, объекты с которыми мы сталкиваемся в нашем мире, принято разделять на «живую» и «неживую» природу. Живую природу изучает, например, такая наука, как биология. Неживую природу изучают физика, химия, некоторые другие науки. И надо отдать должное, современная научная мысль достигла большого прогресса в изучении «неживой» природы. Например, в интересующей нас сегодня области развития Космоса, в рамках наиболее признанной на сегодняшний день космологической модели Теории Большого Взрыва, даётся представление о процессах, которые происходили во Вселенной через 10-43 с. после её предполагаемого рождения.

Не будем умалять достижений современной науки, но посмотрим на процесс появления нашего мира несколько с другой стороны. А именно так, как этот вопрос принято рассматривать преимущественно в восточной философии, в наибольшей степени сохранившей отголоски некогда единой для всего человечества и общеизвестной Доктрины. Мы будем говорить о появлении материальной Вселенной, как о проявлении Божественной Духовной Сущности. И опираться мы будем на первый том «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской «Космогенезис», а также на Учение Владык Мудрости, опубликованное в книгах Т.Н. Микушиной.

Тайная Доктрина. Книга Дзиан

Напомним, Елена Петровна Блаватская (1831 – 1891) – культурный деятель мирового масштаба, писатель, философ, основательница «Теософского общества». Её перу принадлежит большое количество трудов, собирательно названных «Теософия».

Книгу «Тайная Доктрина», имеющую подзаголовок «Синтез Науки, Религии и Философии» можно без преувеличения считать делом жизни Елены Петровны. Книга является творчеством трёх авторов, собственно Елены Петровны и Махатм Мории и Кут Хуми [4]. Однако есть сведения, что и другие Учителя работали с Еленой Петровной над созданием этого фундаментального труда.

Работа над книгой велась с 1884 по 1891 г. Впервые книга была опубликована в двух томах в 1888 г., третий том был издан после смерти автора в 1897 г.

Основу «Тайной Доктрины» составляют Станцы (короткие положения) древнего сакрального манускрипта – Книги Дзиан. Символический язык Станц тщательным образом поясняется в комментариях к каждой шлоке, или фрагменте, на которые разбиты Станцы. Таким образом перед читателем раскрывается величественная панорама Космической эволюции и эволюции человечества на планете Земля. Как сообщается во Введении, «Тайная Доктрина была общераспространённой религией древнего и преисторического мира» [1]. Однако впоследствии её положения стали недоступны подавляющему большинству людей. Хотя отголоски древних истин Доктрины сохранились во многих религиях, во всей своей полноте она хранилась лишь немногими Посвящёнными, передававшими её по линии ученической преемственности. И именно в трудах Елены Петровны была предпринята попытка раскрыть широкой аудитории древние сокровенные знания.

В первом томе «Космогенезис» приводятся Станцы книги Дзиан, посвящённые Космической эволюции со времён предшествующей Пралайи (пассивной, непроявленной фазы существования Вселенной, в противоположность активной, проявленной фазе – Манвантаре) вплоть до появления отдельных миров (планет) и жизни на них.

Помимо комментариев к Станцам Книги Дзиан, первый том содержит раздел, посвящённый символизму, а также раздел, в котором сравниваются положения древнего оккультного знания с современными на момент написания книги научными теориями.

Второй том «Антропогенезис», как это не трудно понять из названия, посвящён тем ступеням, которые уже пройдены, и тем, которые только предстоит пройти человечеству на протяжении его эволюционного пути на планете Земля.

Целью сегодняшней лекции является дать краткий обзор Станц Книги Дзиан, приведённых в первом томе Тайной Доктрины и посвящённым эволюции Космоса.

Алгебраическая формула Космической Эволюции

Всего в первом томе приведены семь Станц, каждая из которых соответствует определённому этапу, который проходит Вселенная на протяжении своего очередного цикла проявления. Причём история Космической эволюции, как она излагается в Станцах, есть лишь некая «абстрактная, алгебраическая формула этой эволюции» [2].

«Станцы потому и дают абстрактную формулу, которая может быть приложима «mutatis mutandis» ко всей эволюции; к эволюции нашей крошечной Земли, к цепи Планет, в которую входит наша Земля, к Солнечному Миру, к которому принадлежит эта цепь и так далее в восходящем измерении, пока ум не начнет колебаться и не истощится в этом усилии» [3].

Планеты, планетные системы, такие как наша Солнечная система, галактики и вся Вселенная проходят в своём развитии через сходные стадии, поэтому принцип подобия – это ключ, открывающий двери многих тайн эзотерической философии.

«Семь Станц, данных в этом томе, представляют семь терминов этой абстрактной формулы. Они относятся и описывают семь великих стадий эволюционного процесса, о которых говорится в «Пуранах», как о «Семи Творениях» и в Библии, как о «Днях Творения» [4].

Станца I. Безмятежный покой Пралайи

Первая Станца «описывает состояние ВСЕ-ЕДИНСТВА во время Пралайи, перед первым трепетом пробуждающегося пространства» [5].

Это состояние символически изображается в Книге Дзиан ввиде чистого белого круга на чёрном фоне.

«Единый Круг есть Божественное Единство, откуда все исходит и куда все возвращается; его окружность – вынужденно относительный символ в силу ограниченности человеческого ума – предпосылает отвлеченное, вечно-непознаваемое ПРИСУТСТВИЕ, а его площадь – Вселенскую Душу, хотя оба они едины. Тем, что лишь площадь Диска белая, вся же окружающая плоскость черная, ясно указывается, что этот план, как бы ни был он еще тускл и туманен, является единственным, доступным человеку, знанием. На этом плане начинаются проявления Манвантары, ибо в этой ДУШЕ дремлет, во время Пралайи, Божественная Мысль, в которой сокрыт план каждой грядущей Космогонии и Теогонии» [6].

Состояние, о котором идёт речь в данной Станце, настолько отличается от всего того, что человек способен ощутить своими органами чувств и постичь мощью своего рассудка, что описать его можно только через отрицание тех атрибутов действительности, которые привычны для нашего сознания.

Приведём пять первых шлок, или фрагментов, на которые разделена первая Станца:

«1. Предвечная Матерь-Рождающая, сокрытая в своих Покровах, Вечно-Невидимых, еще раз дремала в продолжении Семи Вечностей.

2. Времени не было, оно покоилось в Бесконечных Недрах Продолжительности.

3. Вселенского Разума не было; ибо не было Ах-хи, чтобы вместить Его.

4. Семи Путей к Блаженству не было. Не было и Великих Причин Страдания, ибо не было никого для порождения их и обольщения ими.

5. Едина Тьма наполняла Беспредельное Все, ибо Отец-Матерь и Сын еще раз были воедино, и Сын не пробудился еще для Нового Колеса и Странствий на нем» [7].

В комментарии к первой шлоке объясняется, что Матерь-Рождающая есть Пространство – «то единое, вечное, что нам легче всего представить незыблемым в его отвлеченности и вне влияния и зависимости от присутствия или отсутствия в нем объективной Вселенной» [8].

Покровы, в которые Она сокрыта, «не материя, как мы знаем ее, но духовная сущность материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлеченном смысле» [9].

Под Семью Вечностями подразумевается семь периодов составляющих в своей совокупности Пролайю – пассивное, непроявленное состояние, в котором пребывает всё сущее в промежутках между активными, проявленными состояниями – Манвантарами.

Циклы Космической Эволюции

Остановимся на этом вопросе чуть более подробно, поскольку представление о Цикличности развития Вселенной является одним из краеугольных камней Древнего Учения.

Согласно Тайной Доктрине, Вселенная постепенно разворачивается из начального непроявленного состояния, постепенно уплотняясь и дифференцируясь вплоть до достижения некоторой критической точки, после которой процесс начинает развиваться в обратном направлении: постепенное уменьшение плотности и возвращение к начальному непроявленному состоянию. После чего следует такой же по продолжительности период нахождения в непроявленном состоянии, затем процесс повторяется. Каждая из более мелких систем – галактик, планетных систем, планет – проходит в своём развитии аналогичные этапы «разворачивания», «сворачивания» и пребывания в непроявленном состоянии.

Как уже объяснялось ранее, Станцы, изложенные в томе «Космогенезис», можно считать своего рода «алгебраической формулой», в которую в соответствии с необходимостью можно «подставить» космические объекты разного масштаба и получить точное представление об этапах их развития: «Упоминание «Семи Вечностей» приложимо, как к Махакальпе, или (Великому) «Веку Брамы», так и к Солнечной Пралайе и к последующему воскрешению нашей планетной системы на высшем плане» [10].

Отметим, что данное представление о «разворачивании» и «сворачивании» Вселенной по большому счёту согласуется со считающейся сейчас наиболее признанной в научном сообществе космологической моделью Большого Взрыва [5], согласно которой наша Вселенная возникла из чрезвычайно сжатого точечного («сингулярного») состояния приблизительно 13,8 млрд. лет назад и с тех пор непрерывно расширяется [7]. Согласно одному из предполагаемых сценариев дальнейшего развития, процесс расширения в определённый момент остановится, и начнётся обратная фаза сжатия, возвращения к исходному точечному («сингулярному») состоянию [6].

Чтобы понять, о каких интервалах времени идёт речь, приведём здесь фрагмент таблицы длительностей основных временных циклов из «Тайной Доктрины» (в земных годах) ([2], стр. 82):

Один День Брамы 4,320,000,000
Так как День и Ночь Брамы одинаковой длительности, то Один День и Ночь Брамы будут содержать 8,640,000,000
360 подобных дней и ночей составляют один Год Брамы, равняющийся 3,110,400,000,000
100 подобных годов составляют полный период Века Брамы, т. е., Маха-Кальпу 311,040,000,000,000

Конечно, сама по себе данная таблица не имеет ценности, если не знать, что именно скрывается под этими терминами и цифрами. Постараемся немного углубиться в данный вопрос и дадим некоторые пояснения. Начнём с конца.

Весь цикл разворачивания и сворачивания Вселенной занимает интервал времени, называемый Маха Кальпой, или Веком Брамы, занимающим 3,1104*1014 лет. За этим циклом следует такой же по длительности период Маха Пралайи – нахождения в первозданном нематериальном состоянии.

Век Брамы состоит из ста лет Брамы, при этом продолжительность одного Года Брамы составляет 3,1104*1012 лет.

Год Брамы состоит из 360 Суток Брамы, продолжительность этих Суток составляет 8,64*109 лет.

Каждые Сутки состоят из равных по продолжительности Дня и Ночи Брамы, каждый из которых занимает 4,32 * 109 лет – это тот период времени, за который планетная цепь (в частности, наша Земля) совершает свою эволюцию. Таким образом Семь Вечностей, которые составляют Пралайю для Вселенной, исчисляются в своей совокупности интервалом времени в 3,1104*1014 лет (Маха Пралайя), а для планеты этот срок составляет 4,32 * 109 (четыре миллиарда триста двадцать миллионов лет).

Каждый из Дней Брамы состоит из более мелких циклов – Юг, эти периоды времени очень тесно связаны с эволюцией сознательных существ, населющих данный мир, в частности, с эволюцией человечества, если говорить о планете Земля.

«...точно так же, как неминуемо чередуется день и ночь, период бодрствования и период сна, эта Вселенная имеет свой день, своё бодрствование и свой покой, отдых.

Всё подвержено своим циклам. И циклам внутри циклов».

Возлюбленный Серапис Бей, 29 марта 2005 года

Начало проявления

Вторая Станца «описывает стадию, которая для западного ума так близка в своей тождественности к стадии, упомянутой в первой станце, что потребовался бы целый трактат для передачи идеи этого различия». Здесь продолжается описание Вселенной во время Пралайи, но уже с первыми признаками предстоящего пробуждения [11].

Третья Станца «излагает Пробуждение Вселенной к жизни после Пралайи. Она описывает выявление Монад из их состояния поглощения внутри Единства, самую раннюю и высочайшую стадию в процессе образования Миров» [12].

Эта стадия мировой Космогонии символически изображается в виде белого круга на чёрном фоне с точкой в центре: «эта Точка в Мировом Яйце есть Зародыш внутри его, который разовьется во Вселенную, во все Сущее, в беспредельный, периодический Космос» [13].

Приведём фрагмент этой Станцы:

«1. ПОСЛЕДНИЙ ТРЕПЕТ СЕДЬМОЙ ВЕЧНОСТИ ДРОЖИТ В БЕСКОНЕЧНОСТИ. МАТЕРЬ НАБУХАЕТ, РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ИЗНУТРИ НАРУЖУ, ПОДОБНО ПОЧКЕ ЛОТОСА» [14].

Как поясняет комментарий, смысл этих строк заключается в том, что, когда в соответствии с Законом Космических Циклов завершается Пралайя (последний Трепет Седьмой Вечности), начинается разворачивание Вселенной из непроявленного состояния. Причём это разворачивание «не подразумевает распространения из малого центра или фокуса, но означает развитие безграничной субъективности в такую же безграничную объективность, вне всякого отношения к размеру, или ограничению, или пространству» [15].

«Это развертывание, не будучи увеличением в размере, (ибо бесконечное протяжение не допускает увеличения) было лишь изменением состояния» [16].

Этот процесс очень поэтично сравнивается с распускающимся цветком Лотоса «ибо растение Лотоса существует не только, как миниатюрный эмбрион в своем семени (физическая особенность), но прототип его существует в идеальной форме в Астральном Свете от «Зари» до «Ночи», на всем протяжении периода Манвантары, как в действительности существует и все остальное в этой объективной Вселенной, от человека до насекомого, от гигантских деревьев до былинки». [17]

Чтобы лучше представить этот процесс, давайте полюбуемся распускающимися лотосами и послушаем обращённые к нам слова Иерарха, хранящего Божественный Замысел для нашего мира – Элохима Циклопея.

Станца IV. Выявление Космической Иерархии

Четвёртая Станца «повествует о дифференциации «Зародыша» Вселенной в семеричную Иерархию сознательных, Божественных Сил, являющихся деятельными проявлениями Единой Высочайшей Энергии».

На определённом этапе Космического развития, в доселе Едином Божественном Сознании, в ходе процесса дифференциации выделяется целая Иерархия Разумных Существ, каждое из которых выполняет определённые функции, в соответствии с уровнем своего развития и положением в Иерархии.

«В родовом отношении они известны, как Дхиан-Коганы, хотя каждая из различных групп имеет свое назначение в Тайной Доктрине».

Для лучшего понимания этого процесса обратимся к Посланию Присутствия Единого от 6 марта 2005 года [3]:

«Я задумываю миры, и я реализую задуманное. Я творю посредством своей Воли и Огня. Постепенно детализируя творение, делегирую свои полномочия духовным Существам, населяющим Мой Мир.

Я пребываю в каждом из этих духовных Существ, но в то же время каждое из них наделено собственной индивидуальностью, собственной способностью к творчеству, саморазвитию. Все существа в своей основе имеют моё Пламя.

Мы все едины на моём уровне сознания.

<…>

Для управления Вселенной существует целая иерархия разумных существ, находящихся на различных уровнях развития.

И эта иерархия простирается от меня до мельчайшей материальной частицы этого мира.

Мы все подчинены общему Закону для этой Вселенной.

И чем выше уровень духовного существа в этой Иерархии, тем меньшей свободой это существо обладает. Поэтому человеку предназначено, обладая почти ничем не ограниченной свободой, со временем отказаться от этой свободы и взамен получить большие полномочия, большую власть. Большее могущество».

Тайная Доктрина утверждает, что все эти Сознательные Существа, которым выпала честь реализовывать Божественный Замысел, участвуя в построении Вселенной, «были людьми – разных форм и обликов – в других мирах и в предыдущих Манвантарах» [18], то есть уже прошли те стадии своей эволюции, которые проходит сейчас человечество планеты Земля. Поскольку нет во Вселенной другого способа достичь Вершин Божественного Сознания, кроме как подняться на эти Вершины через череду человеческих воплощений, испытывая страдания и радости, разочарования и успехи, таким образом получая опыт и обретая мудрость.

«Та ступень, которую занимают разумные существа в этой вселенной, напрямую связана с уровнем сознания этих существ. Человек, в частности земное человечество, в этой Иерархии занимает место у подножия пирамиды.

Он требует постоянной заботы и опеки со стороны существ, достигших более высоких ступеней развития».

Присутствие Единого, 6 марта 2005 года

Творение Миров

Пятая Станца описывает процесс мирообразования: «Сначала, рассеянная Космическая Материя, затем, «Огненный Вихрь», первая стадия при формировании туманности. Эта туманность сгущается и, пройдя различные стадии трансформации, образует, соответственно случаю, или Солнечный Мир, Планетарную Цепь или же одну Планету» [19].

Здесь описывается физическая сторона образования различных небесных тел. Этот процесс уже достаточно хорошо изучен современной наукой. Однако помимо физической составляющей Тайная Доктрина раскрывает метафизическую сторону данного явления, объясняя, что стоит за эволюцией Вселенной на более тонком плане Бытия.

Вторая шлока пятой Станцы повествует:

«ДЖЬЮ СТАНОВИТСЯ ФОХАТОМ; СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ СЫН БОЖЕСТВЕННЫХ СЫНОВ, ЧЬИ СЫНЫ – ЛИПИКИ, УСТРЕМЛЯЕТСЯ В ВИХРЕ СПИРАЛЬНОМ. ФОХАТ ЕСТЬ КОНЬ, А МЫСЛЬ – ВСАДНИК [20]. ПОДОБНО МОЛНИИ ПРОНИЗЫВАЕТ ОН ТУЧИ ОГНЕВЫЕ» [21].

Как уже отмечалось выше, создание Вселенной осуществляется целой Иерархией сознательных Духовных Существ, проявляющихся как индивидуализации доселе единого Божественного Сознания после завершения Пралайи. После своего «пробуждения» они приступает к своей работе по созданию Вселенной. И одной из сил, которая им в этом помогает, является Фохат. Постараемся составить некоторое представление об этом явлении на основе следующих его свойств:

«Фохат, будучи одним из самых, если не самым важным фактором в Эзотерической Космогонии, должен быть тщательно описан» [22].

«Благодаря Фохату, идеи Всемирного Разума запечатлеваются на Материи. Слабую идею о природе Фохата можно вывести из иногда применяемого к нему наименования «Космического Электричества» [23].

«Но в таком случае, к общеизвестным свойствам электричества должны быть добавлены другие, включая разум. Интересно отметить, что современная наука пришла к заключению, что все мозговые явления и вся мозговая деятельность сопровождаются электрическими феноменами» [24].

Действительно, в наши дни хорошо известно, что вся нервная деятельность, в том числе та, что происходит в головном мозге, происходит с помощью электрических импульсов, протекающих по системе нервных клеток – нейронов. Когда в головном мозге человека возникает мысль, например, поднять руку, эта мысль трансформируется в систему импульсов, проходящих от мозга к соответствующему участку периферической нервной системы, которая и возбуждает соответствующие группы мышц, что приводит к выполнению необходимого действия. Воспользовавшись упомянутым принципом аналогии, можно предположить, что в теле человека реализованы принципы, сходные тем, что действуют в «теле» Бога – Вселенной. И если идеи человеческого разума реализуются нервной системой при посредничестве электрических импульсов, протекающих по нервным клеткам, то нечто подобное происходит и во Вселенной. Возможно, это пояснение поможет лучше понять природу Фохата – Космического Электричества, и как с его помощью «идеи Всемирного Разума запечатлеваются на Материи».

«Фохат есть олицетворенная электрическая, жизненная сила, трансцендентальное объединяющее единство всех космических энергий, как на невидимом, так и на проявленных планах» [25].

Фохат – довольно многогранное понятие, из следующего фрагмента мы сможем узнать ещё один из его аспектов: «Фохат, в его качестве Божественной Любви (Эрос), электрическая мощь сродства и симпатии» [26].

Теперь нам будут понятнее слова Владык:

«Миры создаются Любовью и миры разрушаются из-за недостатка Любви».

Возлюбленный Павел Венецианец, 12 мая 2005 года

Вот как описывается «посредничество» Фохата – Космического электричества в процессе формирования небесных тел – звёзд и планет:

«ФОХАТ, КАК ЖЕ СОЗИДАЕТ ИХ? ОН СОБИРАЕТ ОГНЕННУЮ ПЫЛЬ, ОН СЛАГАЕТ ОГНЕННЫЕ ШАРЫ, УСТРЕМЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ НИХ И ВОКРУГ НИХ, СООБЩАЯ ИМ ЖИЗНЬ И ЗАТЕМ, ПРИВОДЯ ИХ В ДВИЖЕНИЕ; ОДНИХ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ДРУГИХ В ИНОМ. ОНИ ХОЛОДНЫ, ОН ДЕЛАЕТ ИХ ЖАРКИМИ. ОНИ СУХИ, ОН ДЕЛАЕТ ИХ ВЛАЖНЫМИ. ОНИ ПЫЛАЮТ, ОН ОБВЕВАЕТ И ОХЛАЖДАЕТ ИХ. ТАК ДЕЙСТВУЕТ ФОХАТ ОТ ОДНИХ СУМЕРЕК ДО СЛЕДУЮЩИХ НА ПРОДОЛЖЕНИИ СЕМИ ВЕЧНОСТЕЙ».

Как нетрудно понять, этот фрагмент довольно образно описывает создание Космических объектов – звёзд, планет. И мы видим, сколь важная роль в этом процессе отводится Фохату – Космическому Электричеству.

Заключение

Если первые пять Станц посвящены преимущественно Космической эволюции, то в шестой и седьмой рассматривается развитие отдельного мира – планеты и жизни на ней. Этот процесс будет подробно рассмотрен в следующей лекции, посвящённой планетарной эволюции.

В завершении приведём слова из книги Т.Н. Микушиной «Добро и Зло. Частное прочтение «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской»:

«Наши религиозные системы и убеждения соответствуют уровню нашего сознания. Не может прийти совершенная религиозная система или совершенное Учение при несовершенном сознании. Его просто никто не поймет и не примет. Поэтому Боги не могут воплотиться в наше время. Их никто не примет всерьез. Нашему уровню сознания и нашим вибрациям отвечают те религиозные системы, которые мы имеем. Что-то более совершенное ускользает от нашего внимания. Мы не понимаем, о чем идет речь. Примером является «Тайная Доктрина», данная через Блаватскую, представляющая собой изложение мировоззренческой системы, известной человечеству с незапамятных времен, намного превосходящей по времени все современные религии. Кто из читателей способен хотя бы на 20 процентов понять содержание всех трех томов «Тайной Доктрины»? Эта книга дана на многие столетия вперед. Возможно, именно для этого приняли воплощение Владыки Мудрости из Шамбалы Эль Мория и Кутхуми». ([2] стр. 131).

Будем надеяться, что, пусть не понимая до конца, но всё же искренне пытаясь постичь сокровенные Истины Древней Доктрины, мы приблизим те счастливые времена, когда Великие Учителя смогут ходить среди нас.

Лекцию подготовил К.Е. Красников

Литература

1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. – М.: Экспо, Харьков: Фолио, 2013. – 880 с.

2. Микушина Т.Н. Добро и Зло. Частное прочтение «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2008. – 166 с.

3. Слово Мудрости. Послания Владык. В 3-х т. / Т.Н. Микушина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2011.

4. Джадж У. К. Авторство «Тайной Доктрины» // Учителя тайной Мудрости / Пер. с англ. М. Барышниковой. — М.: Сфера, 2001. — С. 265—268.

5. Энциклопедия физики и техники [Электронный ресурс] / Космология (Электрон. дан.) – Режим доступа: http://www.femto.com.ua/articles/part_1/1788.html, свободный. – Загл. с экрана.

6. Энциклопедия физики и техники [Электронный ресурс] / Критическая плотность Вселенной (Электрон. дан.) – Режим доступа: http://www.femto.com.ua/articles/part_1/1844.html, свободный. – Загл. с экрана.

7. WMAP, NASA [Электронный ресурс] / How old is Universe? (Электрон. дан.) – Режим доступа: http://map.gsfc.nasa.gov/universe/uni_age.html , свободный. – Загл. с экрана.

[1] Тайная Доктрина. - С. 40.

[2] Там же. – С. 77.

[3] Там же. – С. 77.

[4] Там же. – С. 77.

[5] Тайная Доктрина. - С. 78.

[6] Там же. - С. 55.

[7] Там же. - С. 83.

[8] Там же. - С. 93.

[9] Там же. - С. 93.

[10] Тайная Доктрина. - С. 112.

[11] Тайная Доктрина. – С. 78.

[12] Там же. – С. 78.

[13] Там же. – С. 55.

[14] Тайная Доктрина. – С. 84.

[15] Там же. – С. 123.

[16] Там же. – С. 123.

[17] Там же. – С. 123.

[18] Тайная Доктрина. - С. 171.

[19] Тайная Доктрина. - С. 79.

[20] То есть, он находится под влиянием их направляющей мысли. (Примечания из «Тайной Доктрины»)

[21] Тайная Доктрина. – С. 172.

[22] Там же. – С. 172.

[23] Там же. – С. 148.

[24] Там же. – С. 148.

[25] Там же. – С. 176.

[26] Там же. – С. 185.