Вебинар «Живительные звуки музыки»

  1. Психическое влияние музыки
  2. Целительная сила музыки

Как часто каждый из нас настраивается на безмолвную песню, наполняющую сердце и постоянно звучащую на страницах Учения Владык Мудрости. Эта музыка, когда мы открываем и настраиваем свои сердца, исходит изнутри нас.

А как на нас влияет музыка, которая окружает нас повсюду?

В лекции мы коснёмся психического влияния музыки, целительной силы музыки и рассмотрим, как отражены эти вопросы в современных исследованиях мировой науки.

Психическое влияние музыки

В 2010 году по инициативе Межрегиональной общественной организации «Сириус» в городе Москве была проведена научно-практическая конференция «Звук и музыка в нашей жизни». На конференции были представлены результаты исследований современной науки о влиянии музыки на человека. И сегодня мы рассмотрим некоторые из этих результатов.

Мы знаем, что человек представляет собой сложную колебательную систему, создаваемую широким спектром энергетических излучений клеток, органов, тканей и физиологических процессов организма. Одним из важнейших экологических факторов для человека являются акустические (т.е. механические) колебания. К ним относится музыка.

Мы знаем состояния, когда при звуках мощного оркестрового крещендо на глаза наворачиваются слёзы и по спине бегут мурашки.

Наша любовь к музыке имеет глубокие корни, с тех пор как зародилась культура и когда наши предки уже играли на каменных флейтах и костяных арфах.

Сегодня учёные говорят, что увлечение музыкой, похоже, имеет врождённую природу. Младенцы поворачиваются к источнику приятных звуков (консонансов) и отворачиваются от неприятных (диссонансов) и что музыкальное образование ребёнка начинается ещё раньше – в материнском чреве.

Почему музыка столь значима для человека?

У нейробиологов, физиков, медиков, психологов пока нет окончательных ответов.

Однако в последние годы стали появляться данные о том, где и каким образом происходит переработка музыкальной информации, т.е. переработка мозгом «акустической» составляющей музыки. Анализ литературы свидетельствует о том, что многообразие физиологических реакций, возникающих в организме человека в результате воздействия музыки, в первую очередь обусловлено механизмом восприятия и преобразования механических раздражителей в нервные сигналы.

Предваряя рассмотрение результатов исследования учёных, хотелось бы сказать об одном важном и неожиданном выводе: исследование нейробиологами здоровых людей и пациентов с черепно-мозговыми травмами современными методами нейровизуализации привели учёных к неожиданному выводу: в головном мозге человека нет специализированного центра музыки. В её переработке участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, что обычно задействованы в других формах познавательной деятельности.

Нейробиологи получили полное представление о том, как головной мозг реагирует на музыку.

Давайте обратимся к слайду, на котором представлено восприятие музыки на уровне внутреннего уха.

Восприятие музыки начинается с её последовательного преобразования в электрические сигналы структурами внутреннего уха. Слуховая система, как и все прочие сенсорные системы организма, имеет иерархическую организацию. Достигающие человека звуки преобразуются структурами наружного и среднего уха в колебания жидкости во внутреннем ухе. Звуковые колебания воспринимаются барабанной перепонкой и через систему косточек среднего уха передаются жидким средам внутреннего уха, изменяя давление этих сред.

На нижнем слайде представлено восприятие музыки центральной нервной системой.

В свою очередь, вибрации базилярной мембраны улитки заставляют сенсорные рецепторы уха, волосковые клетки, генерировать электрические сигналы, направляющиеся по слуховому нерву в головной мозг.

В результате электрические сигналы достигают слуховой коры в височных долях мозга, где каждая клетка реагирует на звуки определённой частоты, и на поверхности слуховой коры формируется частотная карта звуков.

Первичная слуховая кора, получающая импульсы от уха, участвует в начальных процессах восприятия музыки, например, в анализе высоты звука (частоты тона). Под влиянием опыта слушателя эта первичная слуховая кора может перенастраиваться таким образом, что в ней увеличивается число клеток, обладающих максимальной реактивностью к важным для человека звукам и музыкальным тонам. И это влияет на дальнейшую переработку музыкальной информации во вторичных слуховых областях коры и слуховых ассоциативных зонах, где происходит переработка более сложных музыкальных характеристик (гармонии, мелодии и ритма).

Вот такую сложную картину восприятия музыки представляют нам сегодня нейробиологи.

В связи с этим интересны результаты исследования о том, как музыкально одарённый мозг отличается от мозга немузыкантов.

Исследователи установили, что реакции головного мозга профессиональных музыкантов существенно отличаются от реакций немузыкантов, некоторые области мозга профессиональных музыкантов значительно развиты. Учёные из Германии показали, что объём слуховой коры у музыкантов на 30% больше, чем у людей, не имеющих отношения к музыке. Кроме того, у них большая площадь мозга вовлечена в управление движением пальцами, необходимыми для игры на различных инструментах.

Исследования детей подтверждают предположение, что ранний музыкальный опыт облегчает «музыкальное» развитие мозга. В 2004 году учёные Канады регистрировали реакции головного мозга 4-5-летних детей на звуки фортепиано, скрипки и чистые тоны. Так вот, у ребят, в чьих домах постоянно звучала музыка, выявлена более высокая активность слуховых областей мозга, чем у тех, которые были на три года старше, но музыку слушали мало.

Нейробиологи изучают не только переработку мозгом «акустической» составляющей музыки, но они также исследуют процессы, благодаря которым музыка эмоционально воздействует на людей. В одной из работ было показано, что физические реакции на музыку (в виде мурашек, слёз, смеха т.д.) возникают у 80% взрослых людей. И согласно данным опроса, проведённого Университетом г. Боулинг-Грин (США), 70% из нескольких сотен опрошенных сказали, что они наслаждаются музыкой, «потому что она порождает эмоции и чувства». Так вот, до недавнего времени механизмы таких реакций оставались для учёных загадкой.

И оказалось, что головной мозг по-разному реагирует на благозвучные и неблагозвучные сочетания тонов. В развитии эмоциональных реакций участвуют различные области головного мозга. Аккорды-консонансы активизируют орбитофронтальную область коры (часть мозговой системы вознаграждения – т.е. те участки мозга, которые активизируются и под влиянием вкусной еды или приёма наркотиков). Аккорды-диссонансы вызывают активизацию правой парагиннокампальной извилины. Таким образом, в развитии эмоциональных переживаний, связанных с восприятием музыки, принимают участие две различные системы мозговых структур.

Итак, полученные данные указывают на то, что восприятие музыки имеет биологическую природу и опосредовано специфической функциональной организацией головного мозга. Учёным стало ясно, что различные аспекты переработки музыкальной информации связаны с деятельностью многочисленных мозговых структур, одни из которых обеспечивают восприятие музыки (например, понимание мелодии), а другие опосредуют развитие эмоциональных реакций. Головной мозг способен изменяться, усиливая свои реакции на звуки, приобретающие для человека особую важность.

Современные исследования как российских, так и зарубежных учёных позволяют говорить о различных аспектах воздействия музыки на мозг.

Какие же это аспекты? Это:

- Усиление мозгового кровотока.
- Активация связи между нейронами.
- Воздействие на нейрохимию мозга.
- Конкуренция очага положительной индукции с очагом патологической доминанты и существенное ослабление негативного влияния последнего на состояние организма.
- Влияние на баланс ноцицептивной-антицептивной (или, проще говоря, болевой-противоболевой) системы, на чём основано использование музыки для обезболивания.
- Синхронизация и десинхронизация биоритмов мозга.
- Влияние на высшие мозговые функции (память, внимание и другие).
- Влияние на вегетативные показатели (дыхание, сердцебиение и другие).
- Воздействие на структуры лимбической системы, ответственной за эмоциональное восприятие.
- Воздействие на участок ствола головного мозга (ретикулярную формацию ствола мозга), регулирующий уровень сознания и цикл сон-бодрствование.

В связи со столь широким спектром реакций мозга на воздействие музыки становится понятной степень её влияния на жизнь человека.

Характер влияния музыки на психику (возбуждающий или релаксирующий) определяется целым рядом индивидуально-личностных и музыкально-динамических факторов, которые представлены в таблице 1. Согласно данным этой таблицы, учёным удалось установить закономерность: влияние музыки зависит от психоэмоционального состояния. Если мелодия гармонирует с этим состоянием, то она повлияет на человека положительно. Когда гармония отсутствует, влияние музыки будет негативным.

Также из таблицы мы видим, что на человека влияет не только стиль, ритм и тональность мелодии, но даже и то, на каком инструменте она была исполнена. Тот или иной музыкальный инструмент влияет на определённую систему в организме человека. Например, струнные инструменты – гитара, арфа, скрипка, виолончель – помогают нормализовать работу сердечно-сосудистой системы. Их звучание вызывает у человека сострадание, после их прослушивания он готов к самопожертвованию.

С учётом вышесказанного при подборе музыкальных произведений для терапии особое значение имеет не только оценка индивидуально-личностных особенностей, но и сам характер музыки.

Также учёным удалось установить тот факт, что восприятие музыки имеет национально-культурную принадлежность.

В таблице 2 приведены основные характеристики музыки, способствующие её преимущественно возбуждающему или успокаивающему воздействию на психику.

Необходимо сказать об уникальных опытах нейробиологов и физиков из США, которые предприняли одну из первых попыток смоделировать работу головного мозга на компьютере. Известно, что различные группы нервных клеток мозга совершают мыслительные операции разного рода. Учёные создавали модели таких групп так называемых «клеток» и проверяли, что будет, если менять пути соединения этих «клеток» друг с другом. И они обнаружили, что каждая схема соединения порождает выходные сигналы иной формы и ритма. Позднее, когда они преобразовали эти выходные электрические сигналы в звуковые, то к своему величайшему удивлению они обнаружили, что все полученные сигналы имели музыкальный (гармонизированный) характер: иногда музыка напоминала медитативные мелодии, иногда – восточные мотивы, а в ряде случаев – классическую музыку. В результате этих уникальных опытов учёные высказали предположение о том, что если совершение мыслительных операций в мозге имеет «музыкальный» характер, то сама внешняя музыка, в свою очередь, способна влиять на мыслительную деятельность, возбуждая те или иные нейронные цепи.

Это удивительные эксперименты!

Целительная сила музыки

Знания о целительной силе музыки идёт к нам из глубокой древности.

В Ветхом Завете упоминается об излечении царя Давида от болезни с помощью игры на арфе. Из древнегреческой мифологии мы знаем, что легендарный Орфей владел тайной гармоничных звучаний. Его музыка благотворно влияла на всё живое вокруг.

Великие учёные и мыслители античной цивилизации Пифагор, Платон, Аристотель знали законы влияния музыки и писали в своих работах, что музыка отражает порядок и гармонию Вселенной и способна восстановить нарушенную гармонию в человеческом организме. Платон утверждал, что музыка – это самое мощное средство, потому что ритм и гармония живут в душе человека, и что музыка обогащает душу, даруя ей блаженство и озарение.

В древности существовали представления, что физиологические функции организма человека и структура музыкальных произведений в основе своей имеют общие закономерности. Известно, что Гиппократ, отец современной медицины, активно использовал музыкальную терапию. Великий средневековый персидский учёный и врач Авиценна называл мелодию одним из «нелекарственных» способов лечения.

Мы знаем, что музыкотерапия широко использовалась и в древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующего на духовную сущность человека. В прекрасной книге суфийского мастера и индийского музыканта игры на вине Хазрат Инайят Хана «Мистицизм звука» раскрывается, что даже самый простой язык, слово, речь не могут существовать без музыки. И что воздействие музыки зависит не только от мастерства исполнителя, но и от уровня духовного развития музыканта, и по этой причине значение музыки различно для каждого человека.

Но перед тем как перейти к исследованиям современной науки во второй половине ХХ века и до наших дней в области целительной силы музыки, хотелось бы рассказать вам историю из жизни великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова.

Многим исследователям, музыковедам известно, что Второй фортепианный концерт Сергея Васильевича Рахманинова оказывает сильное лечебное воздействие, и они считают, что разгадка этого феномена кроется в истории создания этой музыки.

С.В. Рахманинов создал этот концерт после продолжительной глубокой депрессии, которая последовала после провала его первой симфонии. Он был просто раздавлен критикой и клеветой. Очень тяжело переживал, не мог ни играть, ни сочинять и просто умирал в течение трёх лет. Ему было 24 года.

Его вернул к жизни талантливый врач-психотерапевт Николай Владимирович Даль, правнук Владимира Ивановича Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка». Он смог убедить композитора снова заняться творчеством, потому что уверял его, что ему суждено написать великую музыку, которая будет нужна всему человечеству. Это была битва за жизнь.

И Сергей Рахманинов действительно написал великую музыку. Он посвятил свой Второй концерт врачу Николаю Владимировичу Далю. Неудивительно, что это произведение имеет целебные свойства: оно несёт колоссальный заряд победы! Он сумел выразить в музыке, в звуках высокое состояние победы над смертью, состояние торжества жизни, творческого восторга, которое он испытывал после выхода из тяжелейшей депрессии.

Сергей Васильевич Рахманинов был человеком высокого духа. И когда из бездны отчаяния он выходил на великую победу, фиксируя это в звуках, получилось гениальное произведение, которое служит сильнейшим духовным и физическим лекарством для его исполнителей и слушателей.

Со Вторым фортепианным концертом С.В. Рахманинова связана ещё одна удивительная история, но уже наших дней. Один из лучших мировых теноров испанец Хосе Каррерос признался, что в борьбе с тяжёлым заболеванием (лейкемией) ему очень помогла музыка С.В. Рахманинова, особенно Второй концерт для фортепиано.

В своём Послании «Вам необходим иммунитет против зла» от 27 марта 2005 года Возлюбленная Гуань Инь говорит нам:

«Вибрации, содержащиеся в музыке русских композиторов и в картинах русских художников XVIII-XIX веков, способны нейтрализовать вибрации смерти, внедрённые в ваше сознание вместе с просмотром телевизионных передач и прослушиванием той музыки, которая заполняет пространство России последнее время.

Оберегайте ваших детей от просмотра телевизионных передач, прослушивания рок-музыки. Поверьте мне, тот вред, который неосознанно получают их души не идёт ни в какое сравнение с пользой от использования ваших современных средств массовой информации.

Используйте любую возможность быть на природе. Проводите время на природе.

<…> Слушайте звуки природы. Смотрите на птиц, деревья. Смотрите на облака. Слушайте тишину».

Учёными установлено, что природные акустические источники, т.е. звуки природы: шум речной воды, журчание ручья, шум ветра в ветвях деревьев, гомон и пение птиц, шум дождя оказывают благотворное влияние на психофизическое состояние человека, синхронизируя биоритмы головного мозга, снимают стресс, наполняют оптимизмом.

Возлюбленный Сурия, 10 мая 2005 года:

«Учитесь слушать голоса природы, учитесь созерцать природу. Пропускать через себя, через свое сознание картины окружающей вас природы.

Когда вы находитесь в тишине на берегу реки, или моря, или в лесу, или в поле, вы поистине находитесь в Храме Божьем. И должны испытывать совершенно Божественный трепет перед заботой Бога о вас. Он построил для вас самые совершенные Храмы.

<…> Только на природе, где нет следов так называемой цивилизации, вы способны соприкоснуться с высокими вибрациями нашего мира».

Многочисленные независимые исследования учёных, медиков и психологов всего мира доказывают, что классическая музыка обладает удивительными целительными свойствами и способна заменить многие лекарства от любого недуга. Целительная сила классической музыки после её прослушивания обладает наибольшим терапевтическим эффектом. Она влияет на амплитуду электромагнитных волн головного мозга, действуя успокаивающе. Параллельно с этим происходит синхронизация обоих полушарий головного мозга (левого и правого), это ведёт к повышению интеллектуальной деятельности. Она проявляет себя в выработке гормонов удовольствия. Музыка только тогда приносит пользу, когда доставляет удовольствие, когда её слушают, пропуская через свои мысли и сознание.

Есть ещё один тип музыки, который можно с великолепными результатами использовать во всех случаях. Это детская и народная музыка.

Изучая влияние музыки на человека, учёные установили чудодейственный эффект многих классических произведений, но особенно их внимание привлекает музыка Вольфганга Амадея Моцарта. В чём же тайна этой универсальной по спектру воздействия на человека исцеляющей энергетики, которой обладает музыка Моцарта?

Американские учёные использовали сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на прослушивание музыки Моцарта, Бетховена («К Элизе») и поп-музыки 30-х гг. ХХ в. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами в слуховом центре, и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями.

Музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания. Учёные отметили, что у человека, слушающего музыку Моцарта, начинает «светиться» буквально вся кора головного мозга.

Нейробиологи из США утверждают, что самую сильную реакцию в головном мозге человека должны вызывать последовательности звуковых волн, повторяющиеся каждые 20-30 секунд. Данный их вывод основан на том, что многие функции центральной нервной системы также имеют цикличность в 30 секунд.

В сотрудничестве с лучшими музыковедами США нейробиологи проанализировали сотни музыкальных произведений 57 композиторов различных музыкальных направлений. Результаты этих исследований были представлены в виде таблицы. В таблице указывалось, как часто поднимаются и опускаются волны громкости музыкального звучания, продолжающиеся 20-30 секунд и более в музыкальном произведении. Именно этот показатель, как они считают, во многом и определяет силу положительного воздействия музыки на головной мозг.

Оказалось, что поп-музыка располагается в самом низу этой шкалы, в то время как Моцарт – на самом ее верху. Из всех проанализированных видов музыки именно в музыке Моцарта пики громкости с частотой, наиболее близкой к 30-секундным интервалам, повторяются чаще, чем во всей прочей музыке. В произведениях Моцарта чаще всего выдержан этот 30-секундный ритм чередования «тихо-громко», который точнее всего соответствует характеру биотоков головного мозга.

Ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира отмечают, что лечебное действие музыки Моцарта обусловлено наличием в ней обилия звуков высокой частоты, что делает её наиболее целебной музыкой. А что это значит?

Во-первых, высокочастотные гармонизированные звуки укрепляют мышцы среднего уха.

Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти и мышления.

Необходимо отметить следующее.

Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием классической музыки, как, впрочем, и любой другой, у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи (так называемые синапсы) уже сформировались.

На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями («цепями»), прослушивание классической музыки может вызвать не только кратковременное, но и длительное устойчивое улучшение мыслительной деятельности.

Человек и все живые организмы запрограммированы на понимание классики. Исследования показали: растения, птицы, животные развиваются лучше под классические произведения, а человек загромождает своё жизненное пространство хаотическими вибрациями.

Современная музыка не просто звучит – она исполняет свою функцию программирования. Это подтверждают американские врачи: повторяющийся ритм и низкочастотные вибрации бас-гитары значительно влияют на состояние спинномозговой жидкости, и, как следствие, на функционирование желёз, регулирующих выработку гормонов; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Психологу Д. Азарову удалось выделить сочетание нот, сходное для случаев самоубийства рок-музыкантов. По мнению учёного множество музыкальных произведений современности созданы из «звуков-убийц».

В одном из детских дошкольных учреждений г. Москвы российскими психологами недавно был проведён эксперимент – учёные попросили детей во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребёнка. Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были ласковыми и безобидными. Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.

Все секреты целебной силы музыки не раскрыты полностью и, как считают многие исследователи, все секреты вряд ли когда-либо будут раскрыты, поскольку самые главные из них «скрыты» в непостижимых человеческим разумом сферах.

На этом слайде представлены только некоторые представители музыкального гения человечества.

Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Фредерик Шопен, Пётр Ильич Чайковский.

Они названы в той последовательности, в какой они приходили в мир.

Все великие композиторы-классики осознанно или неосознанно выполняли работу самых гениальных «музыкотерапевтов» для всего человечества – и на века.

«Где бы ни раздавалось гармоничное звучание, там – открытая дверь в высшие измерения реальности; там укрепляющие, воскрешающие энергии льются в физический мир и сияют, подобно Божественному электричеству жизни».

Лекция схожей тематики:

Секреты музыки